Пять субъектов Российской Федерации сегодня не имеют железнодорожного сообщения, поэтому страна не может осваивать более 20 крупных разведанных месторождений природных ресурсов. Эта тема недавно обсуждалась в Госдуме России.
По мнению главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, государство должно взять на себя ответственность за развитие инфраструктуры, это следует закрепить либо законом, либо указом, либо в программе развития железных дорог.
Минпромэнерго уже вносит изменения в федеральные законы «О железнодорожном транспорте в РФ» и «Устав железнодорожного транспорта РФ», предусматривающие уточнение норм функционирования железнодорожного транспорта в условиях проводимой структурной реформы, а также разработку законопроекта «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках».
Кроме того, в Федеральной целевой программе Минпромэнерго прогнозирует до 2015 г. суммарное вложение в развитие транспортной инфраструктуры около 20 трлн руб., в том числе из федерального бюджета — 9,9 трлн.
На Всероссийском энергетическом форуме глава ОАО «РЖД» посетовал, что отсутствие должной инфраструктуры вынуждает железнодорожников возить уголь в ущерб более доходным перевозкам, и посоветовал государству либо вводить прямое дотирование транспортировки угля, либо придумать налоговые льготы для угледобывающих предприятий.
Монополист как бы не ведает о намерениях Минпромэнерго серьезно изменить технологии перевозки угля на экспорт и внутри страны. В частности, в планах министерства сформировать железнодорожные коридоры с нагрузкой на ось до 30 т на Балтику, Черное море и Дальний Восток, что должно существенно снизить себестоимость перевозки.
Кроме того, российский холдинг настаивает на компенсации ему затрат, связанных с организацией пригородного сообщения. «Уже началась реализация механизма компенсации убытков за дальние перевозки», — напомнил В. Якунин и предложил законодательно закрепить ответственность государства и за пассажирские перевозки дальнего следования.
Прежде всего речь идет о компенсации компании выпадающих доходов, которые возникают из-за дельты между существующими тарифами и экономически обоснованны.
Но вот незадача, ОАО «РЖД» до сих пор никому не представило полноценную обоснованную отчетность по пассажирским убыткам. Складывается впечатление, что железнодорожный монополист просто хочет выжать из государства и его граждан по максимуму.