ФССН разместила на своем официальном сайте первый «черный список» руководителей страховых компаний, не исполнивших свои обязательства после ухода с рынка.
Еще в конце марта Росстрахнадзор пообещал вывесить на общее обозрение список руководителей тех компаний, «которые ушли с рынка, не попрощавшись». То есть не выполнили пункт 9 статьи 32.8 Закона «Об организации страхового дела в РФ», обязывающий страховую компанию в течение 6 месяцев после отзыва лицензии сдать оригинал лицензии, балансы и документы об отсутствии задолженности по договорам.
В составлении «черного списка» страховщиков в области автострахования поучаствовал Российский союз автострахователей (РСА). Он представил общественности список из 12 компаний с отозванными лицензиями, «ненадлежаще исполнивших свои обязательства на рынке ОСАГО», по состоянию на 21 марта 2008 г. (всего к сегодняшнему дню лицензий лишились 18 страховщиков обязательной «автогражданки»).
Перечисленные в списке компании не отчитались перед профобъединением по 803 тыс. полисов ОСАГО. За время работы они внесли в резерв гарантий Союза около 40 млн руб., при этом после отзыва лицензий РСА выплатил по их обязательствам почти 70 млн руб. Сейчас в списке ФССН около 25 руководителей 20 страховых компаний, однако, по словам заместителя главы ФССН Владимира Ионкина, вскоре их будет более сотни.
Руководство ФССН считает публикацию списков вещью эффективной: попадание в «черный список» может сказаться на дальнейшей карьере управленца и навредить его деловой репутации. По словам некоторых из попавших в список менеджеров, ФССН включила их туда по ошибке. В ФССН комментируют эту ситуацию просто: «Пусть докажут, что не трудились в компании на момент отзыва лицензии, мы готовы разбираться».
Глава ФССН Илья Ломакин-Румянцев сказал, что нормы, аналогичные банковским (высший менеджмент банков утверждается перед назначением в Центробанке), должны появиться и в страховом законодательстве наряду с профсоюзом руководителей страховых компаний, отвечающим за действия своих членов.
Пока же суд да дело, ФССН обещает регулярно обновлять свои «черные списки».
Сейчас кроме «черных списков», составленных государственными организациями, в сети существуют, например, «черные списки» «неудобных» туристов, водителей грузовых автомашин. Вопрос объективности таких списков, разумеется, остается на совести составителей.
Что касается официальных «черных списков» страховщиков, то, с одной стороны, прав представитель «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов, сказавший: «Страхователи имеют право на подобную информацию. Надеюсь, они будут активно пользоваться Интернетом, обнаружат эти списки и не воспользуются услугами тех людей, которые один раз уже не оправдали доверия клиентов». С другой — уже поступают жалобы от управленцев на ошибочное включение в «черный список». В любом случае пока списком ФССН больше заинтересовались представители профессионального сообщества и хед-хантеры, по долгу службы отслеживающие всю информацию о топ-менеджерах.