Кабинет министров в целом одобрил Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010—2015 годы)». Правда, первоначальная сумма ассигнований из федерального бюджета была сокращена в 1,5 раза.
Минтранс обещает к 2015 г. создать современную и эффективную транспортную инфраструктуру, повысить доступность услуг транспортного комплекса для населения и реализовать возможности транзитного потенциала.
Мероприятия федеральной программы предусматривают ввод в эксплуатацию 4,7 тыс. км новых железнодорожных линий, 3,2 тыс. км дополнительных путей и электрификацию 2,7 тыс. км линий железной дороги.
Будут построены и реконструированы 7,3 тыс. км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,8 тыс. км платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. В субъектах Федерации предполагается строительство и реконструкция 10 тыс. км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения на условиях софинансирования из федерального бюджета.
Суммарная производственная мощность отечественных портов возрастет на 300 млн т, а суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого Россией, увеличится на 24,2%. Аналогичный показатель флота, плавающего под российским флагом, вырастет в 2,4 раза.
В рамках реализации ФЦП запланирована реконструкция 120 км Единой глубоководной системы европейской части России, при этом протяженность (доля) участков, ограничивающих ее пропускную способность, сократится с 4869 км (75%) до 889 км (14%).
Программа предполагает формирование современной опорной сети аэропортов, включая строительство и реконструкцию 116 взлетно-посадочных полос. Парк самолетов обновится на 678 единиц.
В результате транспортная подвижность населения возрастет в 1,3 раза (с 6804 км в 2009 г. до 8616 км в 2015 г. на 1 жителя в год). Объем экспорта транспортных услуг достигнет 23,4 млрд долл., размер транзитных перевозок — 42,7 млн т в год.
Чтобы реализовать столь амбициозные планы, Минтрансу потребуется финансирование в размере 13,8 трлн руб., из которых федеральный бюджет выделит 4,6 трлн (33,4% от общего объема финансирования).
Ранее министерство рассчитывало на общий объем финансирования в размере 21 трлн руб., из них 7,9 трлн должны были составить средства федерального бюджета. Однако в процессе согласования проекта программы в Минфине и МЭРТ сумма ассигнований из федерального бюджета сократилась в 1,5 раза.