Федеральный центр сегодня активизирует региональную политику и готов тратить на нее немалые деньги. Только вот некоторые механизмы реализации в общем-то правильных стратегических целей могут привести к совершенно обратным результатам...
Сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов Федерации сейчас стало главной целью работы Минрегиона, поскольку дифференциация регионов лишь по уровню среднедушевых доходов граждан составляет 10 раз. А Конституция России гарантирует всем гражданам равный доступ к услугам социальной сферы и экономическим достижениям.
Это тем более несправедливо, поскольку подавляющую часть бюджетных доходов федеральный центр твердой рукой забирает в свою казну. Поэтому и профицит федерального бюджета в 2007 г. составил свыше 1,9 трлн руб.
Размер межбюджетных трансфертов, на которые ложится основная тяжесть выравнивания уровня развития регионов, выглядит гораздо скромнее профицита федерального бюджета — 781 млрд руб. по итогам прошлого года.
Минрегион сейчас стремится упорядочить субсидии, выдаваемые региональным бюджетам, и выработать общие подходы при распределении этих средств, увязав их предоставление с ходом проведения экономических и социальных реформ на местах.
В качестве примера Дмитрий Козак недавно привел ситуацию с субсидиями на ремонт аварийных и ветхих домов. Их размер увеличился в нынешнем году в несколько раз. Но лишь 40 субъектов Федерации оказались готовы их получить, поскольку предоставление этих денег региону теперь обусловлено темпами проведения рыночных реформ в сфере ЖКХ.
Но видел ли кто-нибудь губернатора или просто чиновника областной администрации, живущего в аварийном или ветхом доме? А в оставшихся 44 регионах граждане, проживающие в домах под снос, субсидий из федерального бюджета не увидят, потому что их губернаторы не реформируют ЖКХ.
Похожие проблемы могут возникнуть в регионах, получающих федеральные субсидии на софинансирование дошкольных и общеобразовательных учреждений, организаций здравоохранения и общедоступных библиотек. Если местные чиновники растянут мероприятия по развитию этой инфраструктуры на срок более 3 лет, то размер субсидий сократится на 50%.
В обоих случаях пострадают «без вины виноватые» граждане, которых угораздило жить в регионах под руководством малокомпетентных губернаторов.
Нетрудно спрогнозировать еще одну печальную тенденцию — субсидий будут лишаться субъекты Федерации, у которых и без того положение неблестящее. Ведь низкие показатели социально-экономического развития зачастую свидетельствуют о слабом менеджменте. Вот вам и сбалансированное развитие регионов.
Механизмы региональной политики нужно затачивать против малограмотных бюрократов, тормозящих реформы на местах. Давно пора ввести процедуру дисквалификации губернаторов и чиновников, не справляющихся со своими обязанностями. Тем более что для оценки эффективности работы региональных властей существуют показатели, определенные в Указе Президента (см. «ЭЖ» № 15 за 2008 г., стр. 4).
А вот лишать бюджетных субсидий территории ни в коем случае нельзя. Людям и так совсем не сладко живется под «мудрым» руководством глав администраций, назначенных, кстати, федеральным центром.