Предприятие поставляет свою продукцию в Республику Беларусь, применяя нулевую ставку НДС. Доставка товаров покупателю осуществляется российской транспортной организацией. Может ли данный перевозчик, оказывающий связанные с экспортом услуги, также пользоваться налоговой льготой?
Подпункт 1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусматривает применение нулевой ставки НДС, в частности, в отношении реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. При этом согласно подп. 2 п. 1 названной статьи льготной ставкой также облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией указанных товаров. К таким услугам относятся и услуги лиц, осуществляющих перевозку. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов эти лица должны представить документы, перечисленные в п. 4 ст. 165 НК РФ.
В то же время действует заключенное между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь Соглашение от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказания услуг» (далее — Соглашение). Статьей 5 данного международного договора предусмотрено, что порядок взимания НДС при выполнении работ, оказании услуг оформляется отдельным протоколом, до вступления в силу которого действуют нормы национальных законодательств указанных государств.
Отметим, что упомянутый протокол до настоящего времени не подписан сторонами Соглашения. Налоговые органы считают, что это обстоятельство позволяет им отказывать в применении нулевой ставки НДС налогоплательщикам, выполняющим работы и оказывающим услуги, связанные с экспортом товаров в Республику Беларусь.
Так, в Письме ФНС России от 10.05.2006 № 03-2-03/904@ разъясняется, что до вступления в силу протокола, предусмотренного ст. 5 Соглашения, налогообложение работ (услуг) производится исходя из места их реализации в соответствии с положениями ст. 148 НК РФ. В частности, при реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, оказанные покупателю транспортные услуги по доставке ему товаров собственным транспортом продавца, стоимость которых не включена в цену экспортируемых товаров, облагаются НДС по ставке 18%.
В данном случае затрагивается частный случай оказания транспортных услуг самим экспортером. Однако из содержания разъяснений следует, что они должны распространяться и на случаи оказания услуг, связанных с экспортом, третьими лицами.
Аналогичная позиция отражена в Письме УФНС по г. Москве от 28.12.2006 № 19-11/00697. Вот один из аргументов, обосновывающих ее. Указывается, что статьей 165 НК РФ не предусмотрен перечень документов, подтверждающих правомерность льготной ставки по транспортировке российских товаров, вывозимых из Российской Федерации в Республику Беларусь, в отношении которых таможенный контроль отменен.
Однако совсем недавно Высший Арбитражный Суд РФ признал такую позицию необоснованной, что следует из его Определения от 14.03.2008 № 3116/08.
Инспекция отказала в применении нулевой ставки ООО, оказывающему услуги по перевозке товаров в Республику Беларусь, в связи с отсутствием пограничного таможенного контроля и невозможностью представить товарно-транспортные документы с отметкой российской таможни о вывозе товара. При этом иной порядок подтверждения обоснованности применения налоговой льготы не предусмотрен ни Соглашением, ни ст. 165 НК РФ.
Соглашаясь с мнением нижестоящих судов, признавших решение ИФНС недействительным, ВАС РФ указал, в частности, следующее.
В целях подтверждения факта оказания услуг по ввозу товаров в Республику Беларусь общество представило все документы, которые оно имело возможность получить в конкретном случае, включая копии международных транспортных накладных, актов приема-передачи, актов на оказание транспортных услуг, а также копии заявлений о ввозе товаров с отметками налоговых органов Республики Беларусь об уплате НДС.
Право на применение нулевой ставки НДС по услугам транспортировки товаров в иные страны, в том числе в Республику Беларусь, предусмотрено подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ. При подписании Соглашения его стороны гарантировали предоставление участникам внешнеторговой деятельности условий взаимной торговли не менее благоприятных, чем те, которые имели место до подписания этого международного договора.
До этого момента подобные услуги облагались нулевой налоговой ставкой. Поэтому российские организации, оказывающие транспортные услуги по вывозу товаров в Белоруссию, не могут быть поставлены в неравные условия по отношению к организациям, осуществляющим аналогичные услуги по транспортировке товаров в другие зарубежные страны, а также в худшие условия по сравнению с теми, что были до подписания Соглашения.
Отметим, что в данном случае ВАС РФ решал вопрос о возможности передачи дела на рассмотрение надзорной инстанции — Президиума данного суда. В связи с этим в Определении было указано, что основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, согласно ст. 304 АПК РФ являются:
· нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
· нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
В данном случае подобные основания отсутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налогоплательщики, оказывающие услуги по транспортировке экспортируемых в Республику Беларусь товаров, вправе применять нулевую налоговую ставку. Приведенные в Определении аргументы могут использоваться ими в спорах с налоговыми органами. А указанный в нем перечень документов, представленных перевозчиком в обоснование применения льготной ставки, может служить ориентиром для таких налогоплательщиков.
В заключение обратим внимание на следующее. В числе указанных документов в Определении ВАС РФ была упомянута копия заявления о ввозе товаров с отметкой налоговых органов Республики Беларусь об уплате НДС. Можно предположить, что в данном случае имеется в виду документ, предусмотренный п. 6 разд. I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося приложением в Соглашению.
Указанным пунктом установлено, что одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о ввозе товара, составленное по форме, утверждаемой по согласованию с налоговыми органами Российской Федерации и Республики Беларусь, в трех экземплярах с указанием сведений о поставщике товара, виде заключенного с поставщиком договора, сведений о товарах, включая их наименование, стоимость, а также расчета налоговой базы с суммы начисленного налога.
Первый экземпляр остается в налоговом органе, а второй и третий — возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа, подтверждающими уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства — стороны Соглашения не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства). При этом третий экземпляр направляется налогоплательщиком поставщику товара.
Можно также предположить, что в данном случае перевозчик получил копию указанного заявления от своего заказчика — российского экспортера.