Во всем мире диплом МВА дает его обладателю преимущество при поступлении на работу на ведущие руководящие должности, определении уровня заработной платы и продвижении по карьерной лестнице. В России же отношение к диплому МВА со стороны работодателей все еще сдержанное.
Очень немногие крупные компании и промышленные предприятия направляют своих сотрудников в бизнес-школы. В большей мере обучение по различным дополнительным программам — личная инициатива людей.
Те компании, которые наслышаны об успешных менеджерах, желая приобрести таковых, отдают предпочтение дипломам МВА зарубежных бизнес-школ. Некоторые работодатели считают их статус более высоким по сравнению с российскими, а их программы обучения — более качественными. Поэтому при трудоустройстве, например, в крупную иностранную компанию у претендента с российским дипломом МВА могут возникнуть сложности.
Тем не менее эксперты рекомендуют проходить обучение и получать диплом МВА в образовательных учреждениях той страны, в которой его обладатель планирует строить карьеру и развиваться профессионально. И это понятно, так как обычно программы обучения разрабатываются с соблюдением образовательных стандартов, учетом специфики и особенностей страны.
Однако и большинство выпускников бизнес-школ, как отмечают эксперты, несколько разочарованы в значимости полученного диплома МВА. Чуть более 43% из них работают в компаниях, для которых наличие такого образования никак не сказывается на дальнейшем развитии карьеры, и только менее 23% работают там, где этот фактор имеет значение (см. диаграмму «Влияет ли наличие МВА на дальнейшее развитие карьеры в России?»). Во многом это объясняется, полагают специалисты, не статусом бизнес-школы или качеством программы обучения, а спецификой деятельности компании и системой подбора кадров в ней.
Отечественное бизнес-образование
В последние годы наряду с программами МВА стали появляться специализированные программы. Пока эксперты не пришли к единому мнению, можно ли их относить к программам МВА. Некоторые из них считают, что МВА имеют общий, более универсальный характер. Другие полагают, что эти программы не только не дискредитируют MBA, но и, наоборот, расширяют возможности выпускника и бизнес-сообщества в целом И с этим можно согласиться. Более того, при своем зарождении программа MBA действительно была универсальной, но со временем она развивалась и изменялась. А большинству российских бизнесменов необходимы специальные систематизированные знания о финансах, маркетинге, управлении человеческими ресурсами.
Вот и Дмитрий Медведев считает, что российским бизнес-школам необходимо войти в мировую десятку. По его словам, они должны быть такими, чтобы в них хотели учиться граждане из других стран. Подобное образование, по словам избранного Президента, обязано развиваться и быть направлено на то, как правильно выстроить бизнес и заработать деньги.
Ведущие отечественные бизнес-школы имеют сегодня международную аккредитацию, их штатные преподаватели прошли практику в престижных зарубежных учебных заведениях, являются авторами учебников, имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. По отзывам большинства выпускников различных бизнес-школ, их преподаватели знают намного больше, чем дается в программе.
Но тем не менее пока отечественные компании не принимают во внимание российское бизнес-образование ни для развития карьеры, ни для развития самой компании или не доверяют ему.
Недостаток отечественных кейсов
Наличие проблем в отечественном бизнес-образовании отрицать нельзя. Самая существенная из них заключается в том, что все обучение проводится на примере успешных иностранных организаций. Как правило, это известные крупные компании, менеджмент которых сумел проявить себя в других условиях ведения бизнеса и при других обстоятельствах. Поэтому чуть более 15% выпускников бизнес-школ считают, что полученные знания оторваны от реалий отечественного бизнеса и абсолютно не соответствуют его ожиданиям.
Отечественные бизнес-школы пытаются решать подобные проблемы следующим образом: просят студентов взять для исследований тему из деятельности своих организаций. Под руководством преподавателей они решают возникшие у компании проблемы. Студенты могут не найти великолепных решений, но находят вполне подходящие, которые можно применять на практике.
По словам Елены Лобановой (Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ), необходимо создавать библиотеку отечественных кейсов (примеров) для изучения. Работа уже начата, но конца ей не видно. Надо не только собрать такие примеры, на что сами компании идут неохотно, но и придать им удобную для изучения форму, доказать на международном образовательном уровне их необходимость и полезность. Бюрократии везде хватает.
Свой вклад в развитие отечественного бизнес-образования вносит конференция «100 кейсов российского бизнеса», на которой можно обменяться опытом ведения бизнеса, получить опробованные на практике рекомендации по решению проблем. По словам Ольги Гозман (компания Begin Group — организатор конференции), лучшие из них войдут в базу данных отечественных кейсов, которая, как предполагается, будет использоваться на занятиях ведущими российскими и западными бизнес-школами.
Малый бизнес
Владелец небольшой сети розничной торговли стройматериалами хочет найти грамотного консультанта, который бы подсказывал ему, когда у него могут возникнуть проблемы, как их можно грамотно решить. При этом он готов платить неплохие по местным понятиям деньги. Ему нужен хороший универсал, в достаточной мере владеющий методами анализа и способный подсказать реальные пути решения возникающих проблем исходя из характера и масштаба компании. И желательно в постоянном режиме, а не в виде разовой акции.
Найти такого по ряду причин бизнесмен пока никак не может. И это не только размер вознаграждения за труд в несколько тысяч долларов ежемесячно, которые он не может потянуть. Выпускникам МВА малый бизнес не интересен.
Помимо «гарвардов», «оксфордов» и «кембриджей» малому бизнесу нужны еще и обычные выпускники простых вузов, ориентированные на бизнес, некие «горячие линии» для оперативного решения проблем. Да, считается, что имеются вполне цивилизованные формы поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства, в том числе создание инкубаторов, программ консультирования и т.п. Но кто пробовал, тот знает…
Можно воспользоваться множеством издаваемых книг, дистанционным обучением, повышением квалификации, что закреплено в ст. 196 ТК РФ «Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров». В конечном итоге нужны управленцы, а не только выпускники МВА.
КОММЕНТАРИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДМИТРИЙ КОВАЛЕВ, ЧЛЕН НП «ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ»:
— Малым и средним предприятиям нужны не люди с управленческими компетенциями, а только преданные патриоты-исполнители. Все управленческие решения уже принял отец-основатель бизнеса, и ничьим рекомендациям он следовать не будет и платить за них справедливые деньги не намерен, а только минимум. Расплачиваясь минимальной зарплатой, в свое оправдание говорит, что тот ничего же не сделал. Малый и средний бизнес должен рассчитывать на изворотливость отца-основателя и рабскую преданность облагодетельствованных работников-патриотов, но не на профессионализм наемников. Все решения, которые принимает отец-основатель бизнеса, и только он, с программой МВА и близко не лежали. Вот почему западное образование у нас бесполезно.
ВЛАДИМИР БЫСТРОВ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ФИНАНСОВОГО ДИРЕКТОРА «ЗАВОД «СТАРОРУСПРИБОР»:
— Выпускники различных бизнес-школ и программ МВА «заточены» только на получение работы в очень крупных и желательно зарубежных (или совместных) компаниях. Оно, конечно, неплохо, но основную часть нашего бизнес-пространства занимают (или должны занимать) компании малого и среднего бизнеса. По крайней мере это декларируется, и так работают во всем мире. А им на кого рассчитывать? На супер-специалистов, получивших образование в зарубежных и весьма далеких от наших реалий учебных центрах и затративших на это значительные средства? Так они в наши малые и средние компании не пойдут, им там СТОЛЬКО не предложат!
ХАРАЛЬД КЛИЦМАН, ТАЛЛИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ:
— Несколько недель назад коммерческий представитель Гарвардской бизнес-школы посетил Эстонию и наш университет и попробовал предложить их кейсы, описывающие успех крупных международных лидеров (компаний). Я спросил его, есть ли у него также кейсы по малому и среднему бизнесу, потому что почти все компании в Эстонии имеют малый или средний размер (обычная средняя эстонская производственная компания имеет около 200 работников и оборот в 10—15 млн евро). Вы можете представить, у него не было ни одного кейса для подобных компаний! Наиболее известные американские университеты не могут решать текущих проблем в Эстонии. Я полагаю, что в России, Украине, Казахстане и других странах также много малых предприятий, которым нужна помощь.