Продолжаем рассказ об интернет-системе представления отчетности. На вопросы отвечает Антон САБИТОВ, генеральный директор ООО «Контур Санкт-Петербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»).
Если организация использует бухгалтерскую программу, нужно ли ей будет вручную перебивать данные в программу по сдаче отчетности или между ними есть какая-то связь?
— Современные системы сдачи отчетности ориентированы на массового потребителя. Достаточно просто принять в такую систему уже подготовленную отчетность. При этом механизм приема обеспечит как автоматический контроль декларации, так и возможность предварительной ручной корректировки выгружаемых сведений. Это особенно актуально, когда ваша версия бухгалтерской программы по какой-либо причине не была своевременно обновлена и не может формировать сведения в актуальном на момент подачи сведений формате.
Ограничений по совместимости с бухгалтерскими программами нет. Достаточно, чтобы ваша программа представляла сведения в унифицированном формате, который един для всех отечественных разработчиков. Проблема может возникнуть, если вы используете в бухгалтерии зарубежную разработку — скорее всего подобного функционала в ней не заложено. Это проблема, с которой часто сталкиваются крупные заказчики, но и она может быть решена написанием дополнительного «конвертера» данных, правда, подобные работы для заказчика не бесплатны.
Вместе с тем не стоит забывать: многие индивидуальные предприниматели и небольшие организации, чье количество превышает число «средних» и «крупных» налогоплательщиков в стране, могут вообще не иметь программы по бухгалтерскому учету. Это вполне экономически оправданно при упрощенной системе налогообложения и незначительном количестве хозяйственных операций. В таком случае бухгалтеру нужна и возможность ручного ввода данных — она также представлена в системах по отправке отчетности, и все декларации в привычном для бухгалтера виде доступны для редактирования. Начиная с титульного листа и заканчивая расчетными показателями, вся информация может быть введена прямо в режиме реального времени.
Насколько правомерно то, что в налоговой заставляют подключиться к системе по сдаче отчетности в электронном виде?
— Правомерность «принуждений» обоснованна, если ваша организация подпадает под действие ст. 80 НК РФ, где четко определены критерии, согласно которым та или иная организация обязана отправлять отчетность в электронном виде. Если среднесписочное количество сотрудников на предприятии по итогам года более 100, то отправлять отчетность в электронном виде вы обязаны. Инспектор при этом может не заставлять вас подключаться, он просто имеет право не принимать декларации в неэлектронном виде, даже не обрабатывать их. Пени в таком случае неизбежны, как за «несвоевременно поданную отчетность», если вы не успеете задекларировать налоги по электронным каналам связи.
В остальных случаях законодательных инструментов воздействия у инспектора нет. Но и оснований категорично осуждать работников налоговых органов также нет, ведь каждая бумажная декларация — это дополнительная нагрузка на отдел ввода данных, несвоевременная сверка по начислениям и платежам, большая работа по архивированию документов. Потом многие бухгалтеры жалуются: инспектор не желает давать акт сверки, так как зачастую поданные лично или отправленные по почте бумажные носители еще ждут своей очереди на ввод в базу.
«Вручную» уже давно никто ничего не сверяет — все сведения должны быть вначале переведены в электронный вид. И тут уже инспектор имеет полное право предоставить вам выписку не сразу, а через 10 дней, и не лично на руки, а отправить на адрес, который закреплен за вами в ЕГРЮЛ. Поэтому-то и просят инспектора настоятельно переходить на электронное декларирование или хотя бы к бумажному носителю прикладывать дискету с электронным аналогом поданной отчетности.
Я пользуюсь системой отправки отчетности и достаточно часто получаю отрицательные протоколы по некоторым декларациям. При звонке в техническую поддержку меня уверяют, что ничего предпринимать не следует. Верно ли это?
— Каждый случай необходимо разбирать детально. Типичная для последнего времени ситуация — несвоевременное обновление программного обеспечения оператора на стороне налогового органа или невозможность принятия в базу отчетности в инспекции. Самая «многострадальная» в данном случае декларация — это 2-НДФЛ, есть и другие «проблемные» форматы. Декларация вроде и отправлена, и все подтверждающие ее прием документы в наличии, однако физически принять ее в базу, проверить и выдать заключение в виде протокола инспектор не может.
От этого не уйти до тех пор, пока форматы отчетности, формы и приемные комплексы в инспекциях будут меняться не чаще, чем 1 раз в 3—5 лет, что наблюдается в странах с устойчивой экономикой. У нас, как известно, каждый год готовятся какие-либо уточнения, изменения, что почти всегда ведет к смене электронного вида подаваемых сведений.
В любом случае обращаться в службу технической поддержки следует тогда, когда вам пришел отрицательный протокол и оператор не сделал рассылку о том, что в таком случае следует делать. Это означает, что ваш случай единичный, и вполне возможно, имеется проблема в самой декларации, а не в способности остальных участников документооборота ее обработать.
Если протокола нет или он отрицательный и вы получили рассылку от оператора с указанием причин этого события, то скорее всего по той или иной причине, которая обязательно должна быть указана в письме, произошел массовый сбой. В письме же имеются четкие инструкции для абонента, что делать в этом случае. Как правило, абоненту действительно ничего не требуется предпринимать. Если вы не доверяете этим письмам или устным беседам по телефону со специалистами техподдержки, то всегда вправе послать официальный запрос оператору, для ускорения процедуры можно отправлять скан — копию письма. В приемлемые сроки вы получите официальный ответ, который потом можно использовать, в том числе и при судебных разбирательствах.
Можно ли вернуть неправильно поданный отчет? Что происходит в этом случае?
— Система по отправке отчетности замкнута, «удалить» декларацию даже по просьбе абонента нельзя. В противном случае вряд ли было бы какое-либо доверие со стороны налогоплательщиков — недобросовестный оператор теоретически мог бы удалить любую декларацию. Поэтому если бухгалтер ошибся в расчетах или указал неправильный период декларирования, декларация все равно дойдет до инспекции и будет отработана. В большинстве случаев вам просто отправят отрицательный протокол входного контроля.
В этом случае подавать декларацию придется заново, вносить корректировки. Конечно, страхует от больших неприятностей контроль информации на стороне спецоператора. Система до отправки проинформирует вас о найденных неточностях и предложит их исправить. Так удается избежать арифметических и логических ошибок, убедиться в соответствии подаваемой информации действующему формату. Однако модуль контроля не знает, хотели ли вы отправить декларацию по НДС, например, за I квартал этого или прошедшего года. Вам нужен год текущий, а по недосмотру указан год прошедший. В итоге период декларирования выбран неверно, и если вы откладывали отправку отчетности до последнего дня, по законодательству не удастся избежать и штрафных санкций. Это же касается и цифр в декларации: нулевой расчет с точки зрения модуля контроля абсолютно верный, никто, кроме вас, не может знать, сколько вы должны были задекларировать налога к уплате или возмещению.
Есть ли необходимость в уведомлении своей налоговой о переходе на сдачу отчетности по телекоммуникационным каналам связи (ТКС)? Если да, то как такое уведомление осуществляется? Нужно ли разрешение от ИФНС или договор оформляется только со спецоператором, а инспекция узнает о переходе на ТКС тогда, когда к ней придут отчеты? Может ли в таком случае отчетность быть не принята?
— Необходимости в специальном разрешении от налоговой инспекции нет, это явно следует из действующей нормативной базы. Согласно п. 4 ст. 1 Приказа МНС № БГ-3-32/169 «предоставление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки».
Таким образом, инспекция, имеющая у себя приемный комплекс, не вправе отказать в приеме отчетности через ТКС, если она представлена в срок и по формату, лишь на том основании, что налогоплательщик не уведомил инспектора о своем намерении воспользоваться услугами спецоператора. Естественно, это справедливо в случае, если инспекция этим спецоператором обслуживается.
Однако бывают и исключения. Так, в Санкт-Петербурге перед тем, как начать отчитываться по телекоммуникационным каналам связи, налогоплательщики должны пройти процедуру обязательной сверки своих регистрационных данных в налоговой с той информацией, которую они представляют при обращении к спецоператору. Несовпадения по каким-либо полям (ФИО руководителя, КПП, название) — и разрешения от налоговой инспекции на подключение к спецоператору не будет получено, некорректные данные необходимо исправить и пройти процедуру согласования заново.
В ряде случаев это требует от организации уведомлений в налоговый орган о внесенных изменениях в свою структуру, возможно, на предприятии новый директор, о чем ИФНС своевременно не была уведомлена. С одной стороны, это обусловлено техническими особенностями приемного комплекса отчетности в регионе, с другой — это явное противоречие с действующей нормативной базой. В любом случае отправить отчетность в Санкт-Петербург без заявки в налоговую не получится. Если абонента такая процедура не устраивает, он вполне может ее оспорить. Правда, спецоператор здесь не поможет, так как выполняет требования УФНС по имеющемуся договору, в котором такая норма прописана.