Мерчандайзинг — это реклама

| статьи | печать

Минфин РФ изменил свой взгляд на уменьшение базы по налогу на прибыль в отношении расходов организации-поставщика на выплату премий и оплату услуг по продвижению товаров, оказываемых продавцом — организацией розничной торговли.

 

В Письме от 17.10.2006 № 03-03-02/247 финансовое ведомство сообщило, что, по его мнению, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя — организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В Письме от 02.04.2008 № 03-03-06/1/244 Минфин, еще раз озвучив эту же позицию, признал, однако, что могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца.

Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Минфин РФ решил, что если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные, оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

Таким образом, по мнению финансового ведомства, при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.

Кстати, мнение Минфина согласуется и с позицией Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, который в Постановлении от 25.09.2007 № 17АП-6350/07-АК решил, что использование комплекса мер, направленных на выкладку товаров на лучших местах (мерчандайзинг), влияет на объем продаж и не противоречит понятию рекламы.