Самара удостоена звания «Лучший город СНГ» в рамках конкурса, проведенного на Международном форуме «Мегаполис: XXI век». Город завоевал высшую награду в номинации «За эффективную программу социального и экономического развития города». Приведенные показатели стабильного развития социальной сферы города, крупной промышленности, малого и среднего бизнеса, роста иностранных инвестиций в самарскую экономику стали отправной точкой для присуждения Самаре победы. За этой победой стоит признание экспертами форума эффективности работы самарского муниципалитета.
Всего за звание лучших боролись 64 города России и СНГ.
Волгоградские законодатели обсудили проект социального Кодекса региона. По данным статистики, в области доходы ниже прожиточного минимума имеют около 1 млн человек.
Доля расходов на «социалку» в бюджете области растет. Только 2 последних закона — «О мерах социальной поддержки беременных женщин и кормящих матерей» и «О ветеранах Волгоградской области» — предусматривают выплаты на сумму 700 млн руб. в год. Кодекс призван привести к единому стандарту все социальные законы региона. К примеру, федеральные ветераны труда и ветераны труда Волгоградской области будут иметь право на одинаковые льготы и получать одинаковые выплаты.
Еще одно новшество Кодекса — дифференцированная ставка допустимой доли расходов семейного бюджета на «коммуналку». Сегодня люди, коммунальные расходы которых «съедают» более 22% дохода, имеют право на жилищную субсидию. Областные депутаты предлагают снизить планку для нескольких категорий граждан. Среди них — многодетные семьи и семьи с детьми-инвалидами.
Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области подготовил и направил в Министерство финансов РФ свои предложения по изменению существующего порядка распределения акцизов на нефтепродукты. С 2004 г. федеральным законодательством установлен порядок распределения акцизов на нефтепродукты, при котором 40% направляются в федеральный бюджет, 10 — в консолидированные бюджеты субъектов Федерации и 50% — в УФК по Смоленской области для дальнейшего распределения между регионами страны.
Результатом подобного перераспределения стало то, что доходы Волгоградской области в этой сфере сокращаются на протяжении последних 3 лет, хотя объемы производства местного нефтеперерабатывающего завода увеличиваются. В 2007 г. регион собрал акцизов на нефтепродукты в сумме 3,1 млрд руб., вернулось же лишь 1,2 млрд руб.
Руководство Волгоградской области полагает, что целесообразно зачислять акцизы на нефтепродукты в размере 60% напрямую в региональные бюджеты по месту их уплаты.
Проблема бедности остра, но решаема — такой вывод сделал на совещании общественного совета губернатор Астраханской области Александр Жилкин. За 2003—2006 гг., по данным статистики, объем валового регионального продукта вырос на 18% в расчете на каждого астраханца. При этом число бедных жителей области уменьшилось почти на 35% и составило примерно 168 тыс. человек. Однако члены общественного совета полагают, что среднедушевой доход рассчитан неверно. В результате чиновники делают неправильные выводы о количестве неимущих и следовательно сдерживают увеличение размера прожиточного минимума.
Решением этой проблемы могло бы стать создание программы внутренней трудовой миграции, чтобы работники из одного муниципалитета могли отправляться на заработки в другие районы либо в соседние села.