Энергетика должна ответить на вызовы времени

| статьи | печать

Российская энергетика сегодня стоит на пороге серьезных перемен, поскольку ее нужно будет коренным образом реконструировать и перестроить.

 

Меняется география нефтяной и газовой промышленности, начата добыча углеводородов в Охотоморской провинции, шельфе острова Сахалин. Ведется строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан, в ближайшее десятилетие там появятся новые центры нефтяной и газовой промышленности, и к 2020 г. эти регионы выйдут на 2-е место в России после Тюменской области по объемам добычи.

Предстоит реконструировать нефтеперерабатывающий комплекс и к 2030 г. довести глубину переработки нефти до 95%. В Сибири и на Дальнем Востоке будут сформированы кластеры нефтехимии и крупнейшие в мире центры по добыче, выделению, очистке и сжижению сопутствующего гелия.

Таким образом, перспективы у топливно-энергетического комплекса серьезные, и к ним, как заявил академик РАН Алексей Конторович на недавно прошедшем VIII Петербургском международном форуме ТЭК, информационным спонсором которого выступала «ЭЖ», нужно быть готовым. Тем более что сегодня эта отрасль, хотя и обеспечивает около 20% ВВП и четверть поступлений в федеральный бюджет, имеет серьезные проблемы.

В числе главных проблем — потеря количественных показателей, неблагополучно обстоят дела с открытиями новых месторождений, и тому есть достаточно серьезные причины — геологическая служба в стране находится в запущенном состоянии. Замминистра природных ресурсов РФ Алексей Варламов отметил, что сейчас из госбюджета финансируется только региональная стадия работ, остальное — поиск, разведка, добыча — целиком ложится на плечи недропользователей.

И это при том, что, по его словам, «научное и научно-техническое обеспечение не готово к решению поисковых задач». Да и вести-то их некому — ныне в геологической отрасли работает всего 21 предприятие, а уровень подготовки кадров во многом не соответствует современным требованиям. Было даже высказано мнение, что «геология как отрасль в России перестала существовать», хотя в не столь отдаленном прошлом в стране стабильно имелся двойной запас разведанных территорий против эксплуатируемых.

Мысль эта — что нефтяники и газовики сейчас доедают остатки советского пирога — не раз звучала в выступлениях специалистов. Поэтому, как обобщил А. Варламов, «нужно менять государственную политику и ее акценты». С ним был солидарен председатель Комитета Совета Федерации по природным ресурсам и охране окружающей среды Виктор Орлов, который подчеркнул, касаясь постановки геологической службы в стране, что современное законодательство РФ в этом плане неудовлетворительно, и посвящает этому всего несколько общих строк — нет там ни параметров работ, ни критериев эффективности, ни ответственности недропользователей.

Впервые в повестку дня форума были вынесены вопросы альтернативной энергетики: атомной, био- и гидроэнергетики, использования энергии ветра. Также впервые в этом году обсуждались перспективы освоения морских нефтегазовых месторождений, требующих смелых инженерных решений, современных технологий и опыта.

Особый интерес вызвал доклад президента РНЦ «Курчатовский институт», академика РАН Евгения Велихова на атомную и термоядерную темы. Он особо остановился на международном проекте ИТЭР — направленном на реальное обеспечение концепции глобальной энергетической безопасности. Проект полностью смоделирован на компьютере, в перспективных международных работах участвуют ЕС, Россия, США, Япония, Китай, Индия и Южная Корея. Стоит он немалые деньги — около 10 млрд долл. И уже началось строительство экспериментального термоядерного реактора в Кадараше (Франция). Россия взяла на себя обязательства по изготовлению уникального оборудования на сумму около 380 млн долл.

Отвечая на вопрос «ЭЖ» о доле АЭС в общем энергетическом балансе, академик назвал цифру в 15% и выразил твердую убежденность в том, что в обозримом будущем эту цифру нужно как минимум удвоить, однако назвать даже предположительно год или десятилетие отказался — из-за препятствий и сложностей, в числе которых он отметил 4: огромные капитальные затраты, безопасность, надежность, нераспространение ядерного оружия. Тем не менее, по его мнению, мы, как и весь цивилизованный мир, будем вынуждены идти по этому пути.

Завершая пленарное заседание, А. Конторович заявил, что форум дал уникальную возможность участникам представить свои взгляды относительно пути развития отрасли, сопоставить их с мнениями ведущих мировых экспертов и привлечь внимание власти к проблемам отрасли. Он пообещал, что все материалы форума будут систематизированы, на их основе сделают рекомендации, которые направят «тем, кто разрабатывает новую версию Энергетической стратегии до 2030 г.». Правда, академик не уточнил, просили ли чиновники Минпромэнерго России эти советы и будут ли они востребованы.