Уже в Средние века об этом начали говорить как об «установлении святых апостолов». В сводах правил настоятелю монастыря прямо повелевалось дарить инокам после пасхальной службы крашеные яйца. Монаху же, отказавшемуся есть яйцо на Пасху, грозило наказание как «противящемуся отеческим преданиям».
На Руси обычай красить яйца появился вместе с Крещением. И уже в первые века христианства почитание пасхальных яиц распространилось повсеместно. «Небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля», — цитировали древнерусские книжники святого Иоанна Дамаскина. На Пасху же вспоминали и древнее толкование: «Краснота скорлупы — аки Кровь Христова».
Пасхальными яйцами менялись, их дарили друг другу и ими играли: катали с бугорков и лотков. Надо было скатить яйцо с лотка и ударить им другое. Кому это удавалось, тот забирал яйца себе. Верили, что с пасхальным яйцом не страшны пожары. С ним искали заблудившуюся скотину. Им же гладили корову, чтоб не болела. Девицы на выданье сливали с яйца воду на лицо, приговаривая: «Красное яйцо дай красоту девице!» Скорлупу же и крошки после разговин добавляли в зерна для посева, чтоб «урожай был лучше, а рожь — гуще».
Трудно сказать, когда появились расписные яйца — «писанки» и окрашенные — «крашенки», так же как и «яйчата» — украшенные драгоценными камнями и бисером. Первое упоминание о них в летописи встречается довольно поздно — в 1664 г. Тогда в Москву из Троице-Сергиева монастыря был вызван художник — специально для росписи пасхальных яиц. Через два года тот же «травщик» поднесет царю 170 деревянных яиц, «писанных по золоту цветными красками разными добрыми травными образцы».
Вскоре в царских иконописных мастерских появились и свои замечательные мастера, научившиеся расписывать яйца сюжетами из Священной истории. Один из них подарил царю Алексею Михайловичу на Пасху 1675 г. «три блюда — на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом — семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем — семь курячьих, золоченых сильно». Не отставали от царских иконописцев и мастера Оружейной палаты, умевшие изготавливать яйца из слоновой кости, дорогих пород дерева, золота и серебра с самоцветами...
Простых же яиц готовилось к Пасхе бессчетно. Тот же Алексей Михайлович раздавал их до 40 тыс. штук(!), в том числе и сидящим в острогах узникам. В отличие от отца Петр Великий предпочитал христосоваться с людьми служивыми, «Отечеству на всякую пользу годными», одаривая их простыми крашенными луком яйцами. Мастеров же Оружейной палаты он предпочитал употреблять «по прямой надобности».
«Царская мода»
В царствование императрицы Елизаветы Петровны повальным увлечением знати стал фарфор, что не могло не отразиться и на пасхальном обычае. Императорский фарфоровый завод первым откликнулся на новые веяния. Производство яиц здесь будет поставлено на поток. Рельефные, в виде подвесок, с изображениями птиц, цветов, амуров, облитые разноцветной глазурью, они станут прекрасным подарком к празднику.
Для императорской семьи пасхальные яйца делали часто со специальными ушками, в которые можно было продеть широкую ленту. «Царскую моду» подхватят потом и частные фарфоровые фабрики. Изготовленные ими яйца после дарения вешались в домах на ленточках перед иконами.
Изготовление фарфоровых яиц для императорской семьи не прекратилось и после знакомства русских государей с изделиями Карла Фаберже (о них см. № 13 «ЭЖ» за 2001 г.). Царствующие особы продолжали заказывать их для дарения подданным. Эскизы будущих подарков составлял специально назначенный художник, учитывавший вкусы заказчиков. Александр III, к примеру, предпочитал видеть на яйцах «растительные орнаменты».
Производство яиц на заводе из года в год увеличивалось. В 1899 г. их было приготовлено 254, в 1902-м — 960, в 1914-м — около 4000, а в военный 1916 г. — свыше 15 тыс.! Большая часть из них была предназначена для христосования с солдатами и низшими офицерами. Яйца с вензелем императора, государственным гербом и Георгиевским крестом почитались на фронте высокой наградой...
Яйца народных промыслов
Радовала глаз в Пасхальные дни и незатейливая роспись доморощенных мастеров. Тут были и солнышко, и кресты, и звезды, и веточки вербы, и листики, и цветочки... Краску для яиц варили в домах большей частью из луковой шелухи, но со временем стали использовать и другие способы. Для желтого брали шафран, тмин и пшеничное зерно. Для зеленого заваривали клевер и петрушку. Для черного использовали ржавое железо, смешанное с соком квашеной капусты...
Особняком в создании пасхальных яиц стояли известные центры русского искусства. Чудесные яйца из папье-маше с соборами и церквями делали на подмосковной фабрике Лукутина (будущей Федоскинской). Необыкновенными по красоте выходили яйца из мастерских Палеха и Холуя. В Хохломе их украшали цветами и переплетающимися стеблями трав. В Городце мастера любили изображать на пасхальных яйцах «бытовые сюжеты» — купчих, пирующих за пасхальным столом, франтов на гулянье, именитых граждан...
Славились своим мастерством и старообрядцы-иконописцы из Мстеры, братья Тюлины. Ими на заказ делались росписи «для высоких особ». Каждое изготовленное ими яйцо состояло из двух ажурных половинок, вызолоченных изнутри. Снаружи яйцо было малиновым, отполированным до зеркального блеска, чаще всего украшенным сюжетом «Сошествие Спасителя во ад», изображениями святых — покровителей заказчиков или тех, кому предназначался подарок... За каждое из таких яиц Тюлины получали по 25 руб. золотом!
* * *
Казалось, с приходом к власти большевиков «религиозное искусство» должно было безвозвратно кануть в Лету. Но и во времена НЭПа, и в 30-е годы, и в суровые военные, и в послевоенные годы на колхозных рынках в предпасхальные дни всегда можно было встретить огромное количество приготовленных к Пасхе яиц. «На воскресном базаре за неделю до Пасхи вы обнаружите подлинные россыпи замечательного народного искусства. То будут деревянные расписные яйца...» — не без удивления писал об этом один из советских искусствоведов. Несмотря на безбожные гонения, традиции приготовления яиц к Пасхе не были утрачены. Сегодня мы видим их полное возрождение!
Христос Воскресе!