Победить «дракона»

| статьи | печать

До конца апреля Федеральная антимонопольная служба представит проект нового закона «О естественных монополиях». По словам руководителя ФАС Игоря Артемьева, сегодня необходим драконовский закон, способный победить «дракона монополизма» и предотвратить огромный ущерб, который наносят экономике неправомерные действия госмонополий.

 

Главной целью нового законопроекта является увеличение эффективности работы естественных монополий: снижение затрат на производство их продукции и цен для потребителей, повышение прозрачности деятельности и в конечном итоге создание условий для развития конкуренции.

Для достижения этих целей ФАС предлагает кардинально изменить содержание существующего Закона о естественных монополиях, принятого еще в 1995 г. и напоминающего, по оценке главы Антимонопольной службы, «ширму» для прикрытия их деятельности. Основные новации законопроекта заключаются в следующем.

1 Понятие субъекта естественной монополии ФАС предлагает уточнить и привести в соответствие с понятийным аппаратом Закона «О защите конкуренции».

Здесь особенно интересно определение монополистической деятельности, данное в ст. 4: злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, запрещенное законодательством. А монопольно высокой признается цена, либо превышающая уровень, который в условиях свободной конкуренции устанавливают хозяйствующие субъекты, не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке, либо превышающая сумму необходимых затрат на производство и реализацию товара и прибыли.

В принципе использование этих норм в новом законе о естественных монополиях расширит перечень инструментов, которые могут использовать регулирующие органы для контроля за ними. Главное — избежать расплывчатости некоторых формулировок, которая сейчас есть в самом Законе о конкуренции. К примеру, трудно определить превышение уровня необходимых затрат и прибыли, если даже не названа ее норма в процентах от расходов. Не совсем понятны и критерии для отнесения затрат к категории необходимых расходов. 

2 Существенным изменением в Законе о естественных монополиях станет норма, предусматривающая использование ряда аналитических показателей, позволяющих сделать объективную оценку эффективности их деятельности. В частности, предполагается применять показатель доходности к активам, что особенно актуально при огромных размерах их основных средств и зачастую небольших (на этом фоне) денежных потоках, которые генерирует топ-менеджмент. ФАС также намерен проводить сопоставление параметров работы субъектов естественных монополий с аналогичными показателями других компаний (benchmarking).

Можно только приветствовать использование benchmarking при оценке работы естественных монополий, но тут следует иметь в виду сложность подбора аналогичных компаний для сопоставления, к примеру, показателей «Газпрома». Возможным выходом, пожалуй, может стать сравнение с параметрами деятельности других транснациональных корпораций.

3 Антимонопольная служба считает целесообразным учитывать при рассмотрении результатов деятельности естественных монополий (особенно их ценовой политики) конъюнктуру цен на сопряженных рынках.

Это, безусловно, еще один большой плюс в предложениях ФАС, лишь бы столь общая формулировка не оставила лазейки, позволяющей обойти суть проблемы ценообразования монополий. На самом-то деле так уж сложно просчитать индексы повышения цен на сырье и материалы, которые они используют в производстве, взвесить их по доле в структуре элементов себестоимости и получить верхний порог для повышения цен на продукцию.

В данном случае важно прописать четкую процедуру расчета ценового порога в законе, чтобы потом чиновники не смогли трактовать анализ конъюнктуры цен на сопряженных рынках в удобной для них форме.

4 ФАС предлагает проводить открытые конкурсные процедуры закупок товаров и услуг для нужд естественных монополий на основе норм, предусмотренных в Законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Статья 10 данного Закона предусматривает размещение заказов путем проведения обязательных торгов в форме конкурса или аукциона. Исключение составляют случаи, при которых их приобретение возможно только у одного подрядчика. Еще одним вариантом покупки может служить товарная биржа.

Очень актуальная (хотя и не совсем новая) идея, которая поможет избавиться от практики закупки товаров и услуг для нужд крупных госкомпаний у аффилированных фирм по завышенным ценам, которые в итоге оплачивают потребители конечной продукции. 

Добавим лишь, что она будет особенно продуктивна при включении в Закон о естественных монополиях нормы, предусматривающей введение четких стандартов раскрытия информации о всех важнейших аспектах их деятельности, включая доходы их топ-менеджмента.

5 Наконец, еще одним новшеством может стать введение процедуры дисквалификации топ-менеджеров крупных госкомпаний за нарушение антимонопольного законодательства (громкие, продолжительные аплодисменты). 

Эта новация имеет шанс превратиться в один из самых эффективных инструментов борьбы за соблюдение Закона о конкуренции. Более эффективной может быть только норма, предусматривающая ответственность руководителей монополий, которую они будут нести за счет собственного имущества. 

Интересно отметить, что, по словам И. Артемьева, оборотные штрафы можно налагать не только на компании, но и на должностных лиц. Учитывая их возможный размер (максимальная ставка — до 15% от оборота), желающих нарушать антимонопольное законодательство может поубавиться. Но пока лишь теоретически.

Ведь в реальности сама Антимонопольная служба не спешит применять в полную силу даже те инструменты, которые заложены в существующем Законе о конкуренции. За весь прошлый год она наложила штрафы за нарушения антимонопольного законодательства в размере 404 млн руб. На фоне огромной прибыли, которую получают естественные монополии за счет беззастенчивого завышения цен на свою продукцию, это лишь капля в море.

Древние говорили: чтобы победить дракона, нужно самому стать драконом. Можно принимать любые, самые жесткие, законы, но пока Федеральная антимонопольная служба и другие органы власти, включая самый высокий уровень, не начнут решительной борьбы против незаконных действий монополий, дракон так и будет тиранить нашу экономику.