При всем моем уважении к г-ну Кудрину и признании его несомненных заслуг в установлении макроэкономической стабилизации в прошлые 5—6 лет, в нынешнем споре с г-жой Набиуллиной он не прав. И дело не в том, как отразится на экономических показателях ускорение развития отдельных отраслей, которые может (и должно!) стимулировать государство. Не исключаю, что перегрев российской экономики в общем возможен, и этот фактор нужно учитывать. Но здесь важны приоритеты.
Да, спокойное, поступательное и равномерное движение вперед — залог социально-политической стабильности в обществе. Но, во-первых, общемировые экономические потрясения рано или поздно затронут и Россию — значит, прежней стабильности у нас не будет, как бы она нам ни нравилась.
Во-вторых, сегодня цивилизованный мир находится в преддверии очередного экономического рывка. В передовых странах вызревают новые технологии, новые решения назревших проблем, новые направления развития «материальной цивилизации». Россия — увы! — в этом процессе не участвует. Она сейчас еще кое-как держится «на плаву» благодаря обилию природных богатств, став энергетическим придатком уже не только Европы и США, но и Китая. Но кем (чем) она станет завтра, когда нефть и газ окажутся не столь нужными цивилизации?
Нынешние проекты нового-старого руководства страны «переформатировать» нашу экономику с сырьевого направления на высокотехнологичное требуют концентрации усилий, денег и мозгов на перспективных направлениях уже сегодня. Да, за успехи на этом пути, возможно, придется заплатить частью нынешней стабильности, нынешнего покоя. Как очень правильно пишет «ЭЖ», в такой ситуации «очень важно обеспечить безусловную компенсацию инфляционных потерь социально слабым слоям населения».
Добавлю к сказанному, что потери будут не только инфляционные. Не меньшее, а, возможно, еще большее недовольство вызовет «новое неравенство», ибо в приоритетных отраслях будет кипеть жизнь, подкрепляясь более высоким материальным стимулированием. И это вряд ли понравится тем, кто окажется на обочине прогресса.
Здесь, конечно, большое значение будет иметь информационное подкрепление процесса «переформатирования». Страна и народ должны понимать, что и зачем делается: с какой целью, в какие сроки…
Борис Гребнев, преподаватель вуза, Н. Новгород