«Противопожарные» расходы

| статьи | печать

Все организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества, охраны окружающей среды обязаны соблюдать установленные законодательством требования пожарной безопасности. О расходах, связанных с обеспечением пожарной безопасности, а также об учете последствий пожара на предприятии и пойдет речь в настоящей статье.

Нормы пожарной безопасности

Основными законодательными и нормативными актами, регулирующими общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности, а также отношения в области пожарной безопасности, являются:

·         Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»;

·         Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313;

·         Нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315.

Установленные Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами и организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица.

Согласно п. 4 Правил руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

В организации должна быть разработана специальная инструкция, в которой предусматриваются: места для огнетушителей, пожарных щитов, кранов, составляется план эвакуации работников, отводятся специальные места для курения и т.д.

За нарушение требований пожарной безопасности законодательством Российской Федерации установлена ответственность.

Ответственность

Согласно ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

·         собственники имущества;

·         руководители федеральных органов исполнительной власти;

·         руководители органов местного самоуправления;

·         лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

·         лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

·         должностные лица в пределах их компетенции.

Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность руководителей организаций предусмотрена ст. 20.4 КоАП РФ. Этой статьей, в частности, предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

·         на граждан — в размере от 500 до 1000 руб.;

·         на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб.;

·         на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1000 до 2000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

·         на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа:

·         на граждан — в размере от 1500 до 2000 руб.;

·         на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.;

·         на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 219 УК РФ. Так, согласно п. 1 этой статьи нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Установка пожарной сигнализации

Обеспечение требований пожарной безопасности сопряжено для организаций с определенными расходами, к каковым относятся, в частности, расходы на установку систем пожарной сигнализации и ее обслуживание.

Как правило, стоимость оборудования по обеспечению пожарной безопасности превышает 20 000 руб. В этом случае оно будет являться амортизируемым имуществом и включаться в состав основных средств как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, приборы и аппаратура систем автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации (код 143319000), а также оборудование для пожаротушения (код 142944000) отнесены к четвертой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Если пожарная сигнализация устанавливается на объекте основных средств одновременно с его строительством, то подобные затраты можно считать связанными с сооружением этого объекта и включать их в его первоначальную стоимость (п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), п. 1 ст. 257 НК РФ.

При этом расходы на установку пожарной сигнализации (вместе с другими расходами) предварительно собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и после введения объекта в эксплуатацию списываются в составе его первоначальной стоимости на счет 01 «Основные средства».

В этом случае производимые позднее затраты по замене сигнализации, ее ремонту и обслуживанию будут относиться в состав расходов организации по ремонту и содержанию основных средств.

 

ПРИМЕР 1

В феврале организацией приобретены средства пожарной сигнализации стоимостью 10 000 руб., в том числе НДС — 1525 руб. Монтаж сигнализации был осуществлен специализированной организацией.

Стоимость работ подрядчика составила 25 000 руб., в том числе НДС — 3814 руб.

Ввод пожарной сигнализации в эксплуатацию произведен в марте.

 

В бухгалтерском учете организации эти операции отражены следующим образом:

в феврале:

Дебет 08   Кредит 60

— 8475 руб. — приобретено оборудование пожарной сигнализации

Дебет 19   Кредит 60

— 1525 руб. — отражен НДС, предъявленный к оплате

Дебет 08   Кредит 60

— 21 186 руб. — отражена стоимость работ по монтажу сигнализации

Дебет 19   Кредит 60

— 3814 руб. — отражен НДС, предъявленный к оплате;

в марте:

Дебет 01   Кредит 08

— 29 661 руб. — пожарная сигнализация включена в состав основных средств

Дебет 68   Кредит 19

— 5339 руб. — принят к вычету НДС

Дебет 60   Кредит 51

— 35 000 руб. — погашена задолженность перед поставщиком средств пожарной сигнализации и перед подрядной организацией.

 

Установка сигнализации сопряжена с заключением договоров на ее обслуживание.

Для целей бухгалтерского учета затраты организации на обслуживание пожарной сигнализации включаются в состав расходов по обычным видам деятельности с отражением по дебету счетов учета затрат на производство — 20, 25, 26, 44 в зависимости от того, где установлена система пожарной сигнализации.

Для целей налогового учета расходы на обеспечение пожарной безопасности, расходы на услуги по обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, а также расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ.

 

Учет последствий пожара

В случае пожара в организации обязательно должна быть проведена инвентаризация (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Формы документов, в которых отражаются результаты проведенной инвентаризации, утверждены постановлениями Госкомстата России от 18.08.98 № 88 и от 27.03.2000 № 26.

По результатам проведенной инвентаризации материально-производственные запасы, объекты основных средств, полностью уничтоженные в результате пожара, подлежат списанию в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов 41 «Товары», 10 «Материалы», 01 «Основные средства» и т.д.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов по дебету счета 94 приводятся:

·         по недостающим или полностью испорченным товарно-материальным ценностям — их фактическая себестоимость;

·         по недостающим или полностью испорченным основным средствам — их остаточная стоимость (первоначальная стоимость за минусом суммы начисленной амортизации).

Согласно п. 13 ПБУ 10/99 расходы, возникающие как последствия пожара, включаются в состав прочих расходов, то есть списываются со счета 94 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 2 «Прочие расходы».

При налогообложении прибыли потери от пожаров и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, относятся к внереализационным расходам на основании подп. 6 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Минфин России в Письме от 24.09.2007 № 03-03-06/1/691 отметил, что в целях налогообложения прибыли для признания в качестве внереализационных расходов, уменьшающих полученные доходы, материальные потери от пожара должны быть документально подтверждены (справкой Государственной противопожарной службы, документами, фиксирующими результаты проведенной по этому поводу инвентаризации и размер нанесенного ущерба, и др.).

В случае выявления виновных в пожаре лиц суммы возмещения ущерба от пожара включаются в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ.

 

Страхование на случай пожара

Правоотношения сторон в области страхования регулируются гл. 48 ГК РФ и Законом РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Страхование имущества на случай пожара относится к добровольным видам страхования.

Страховые взносы. Для целей бухгалтерского учета расходы на добровольное страхование имущества (товаров) являются расходами по обычным видам деятельности и включаются в себестоимость проданной продукции, выполненных работ, оказанных услуг (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности) при выполнении условий, установленных п. 16 ПБУ 10/99.

В налоговом учете расходы на добровольное страхование включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подп. 5 п. 1 ст. 253 НК РФ.

Расходы на добровольное страхование имущества включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат (п. 3 ст.  263 НК РФ).

Порядок признания таких расходов в целях налогообложения установлен п. 6 ст. 272 НК РФ. Согласно этому пункту расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страховой премии (пенсионного взноса) в рассрочку, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы по каждому платежу признаются равномерно в течение срока, соответствующего периоду уплаты взносов (году, полугодию, кварталу, месяцу), пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Страховое возмещение. Согласно п. 9 и 10.6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» страховое возмещение, причитающееся организации от страховой компании при наступлении страхового случая (пожара), относится к прочим доходам и принимается к учету в фактической сумме.

В налоговом учете сумма страхового возмещения включается в состав внереализационных доходов на основании п. 3 ст. 250 НК РФ как сумма возмещения убытков или ущерба (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 15.01.2007 № 19-11/2462 на основании писем ФНС России от 26.12.2006 № 02-1-08/269@ и Минфина России от 16.01.2006 № 03-03-04/1/18).

 

ПРИМЕР 2

Торговая организация в январе заключила со страховой компанией договор добровольного имущественного страхования товаров на случай пожара сроком на 1 год.

Товар застрахован на сумму 250 000 руб. Страховые взносы в сумме 2750 руб. уплачены единовременно также в январе.

Через месяц в результате пожара товар фактической себестоимостью 300 000 руб. полностью уничтожен.

Страховое возмещение от страховой компании получено организацией полностью.

Организация освобождена от исполнения обязанностей плательщика НДС по ст. 145 НК РФ.

 

В учете организации данные операции будут отражены следующим образом:

в январе:

Дебет 76 субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»   Кредит 51

— 2750 руб. — произведена оплата страхового взноса страховой компании

Дебет 97   Кредит 76 субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 2750 руб. — расходы по страхованию отражены в составе расходов будущих периодов

Дебет 26   Кредит 97

— 229,17 руб. — в состав расходов по обычным видам деятельности включены расходы по добровольному имущественному страхованию в размере 1/12 суммы страхового взноса;

 

в феврале:

Дебет 94   Кредит 41

— 300 000 руб. — списана фактическая себестоимость товаров, уничтоженных в результате пожара

Дебет 91 субсчет 2 «Прочие расходы»   Кредит 94

— 300 000 руб. — отнесены к прочим расходам потери от пожара

Дебет 51   Кредит 76 субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

— 250 000 руб. — получена сумма страхового возмещения

Дебет 76 субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»    Кредит 91 субсчет 1 «Прочие доходы»

— 250 000 руб. — признаны прочие доходы

Дебет 26   Кредит 97

— 2520,83 руб. — списана на расходы по страхованию при наступлении страхового случая оставшаяся сумма расходов (2750 руб. – 229,17 руб.).

 

«Входной» НДС

Вопрос о том, нужно ли при списании имущества, утраченного в результате пожара, восстанавливать сумму НДС, ранее принятого организацией к вычету, сегодня не имеет однозначного ответа. Случаи, когда налогоплательщик обязан восстановить сумму налога, принятого ранее к вычету, перечислены в п. 3 ст. 170 НК РФ, и там выбытие имущества в связи со стихийным бедствием не поименовано. Исходя из этого, налогоплательщик не должен восстанавливать налог.

Аналогичного мнения придерживаются и арбитры.

Высший Арбитражный Суд РФ в Решении от 23.10.2006 № 10652/06 указал, что ст. 170 НК РФ не предусматривает восстановления НДС, ранее принятого к вычету, в случаях хищения товара или его недостачи, обнаруженной в процессе инвентаризации. Аналогичный вывод можно сделать и в отношении имущества, утерянного в результате пожара, так как п. 3 ст. 170 НК РФ не предусмотрена обязанность восстанавливать НДС в этом случае.

Тем не менее Минфин России настаивает на том, что в такой ситуации налог необходимо восстановить. При этом восстановление следует производить в том налоговом периоде, в котором недостающее имущество списывается с учета в установленном порядке. Такие разъяснения содержатся в Письме от 01.11.2007 № 03-07-15/175.

Поэтому налогоплательщику, принявшему решение не восстанавливать сумму налога, нужно быть готовым отстаивать свою позицию в суде.

В результате действий правоохранительных органов могут быть выявлены лица, виновные в выбытии имущества. На основании судебных решений на указанных лиц может быть возложена обязанность компенсировать ущерб либо возвратить имущество налогоплательщику.

По мнению Минфина, изложенному в указанном Письме, в случае использования возвращенного имущества в операциях, подлежащих обложению НДС, представляется корректирующая налоговая декларация за тот налоговый период, в котором было произведено восстановление налоговых вычетов.

В случае компенсации ущерба виновным лицом денежными средствами начисление налога на добавленную стоимость не осуществляется на основании норм ст. 39 и 146 НК РФ, а корректировка сумм восстановленных налоговых вычетов не производится.