В светозарную пасхальную ночь, когда храмы полны нарядной толпой, когда лица одухотворе- ны радостью, когда взоры бли- стают восторгом, когда на при- ветствие священника все люди восклицают: «Воистину воскре- се!», тогда подлинно нет ни у ко- го сомнения, что жало смерти притуплено, что торжество греха и ада кончилось.
Чувства эти нераздельно царст- вуют в душе в эту чудную ночь. «Убежали болезнь, печаль и воз- дыхание!» Душа приобщается вечной радости, предчувствует жизнь будущего века.
За дверями церквей мир спит со своими скорбями, неудачами, страданиями, болезнями. И на пути из храма в темноте ночи, ти- хой и такой всегда умиротворенной, ничто не врывается диссонансом в чувства, которыми до краев полна душа.
Но вот настает день, светлый и радостный в блистании солнца, а для души начинаются сумерки. Она видит людское горе повсюду: в тюрьмах, в больницах, в богадельнях; слышит плач; ужасается от греха, еще сильного своею привлекательностью; и чувствует, что смерть не ушла из мира с Воскресением Христовым.
И эти бесчисленные больницы, гордые своею чистотою, сво- ими удобствами, своими аппаратами и своими учеными профессорами, и эти кладбища, на которых живые силятся цветами и благообразием памятников создать иллюзию красоты и ею прикрыть весь ужас смерти, — все это упрек нашей пасхальной радости.
И ее нужно как-то оправдать! Нужно увидеть, что в ней — свершение и что еще остается предметом надежды. Что уже дано, и чего нужно терпеливо ждать.
Дано — бесстрашие пред лицом смерти!
Профессор Петербургской духовной академии В. Болотов, не любивший в жизни ничего и никого, кроме науки, умирая в 50 лет, шептал: «Как хороши предсмертные минуты!»
Святой Иоанн Кронштадтский говорил перед смертью: «Возгораюсь крепким желанием видеть Художника, Который и меня со- творил премудро, по образу и подобию Своему — с разумом, чувством, свободною волей и бессмертием по душе. Когда увижу Его, Желанного?»
Испанский бандит XVI в. Серралонга, приговоренный к повешению, говорит своему палачу: «Не накидывай петли, пока я не докончу читать молитву «Символ веры» и пока не скажу слов ее «ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века»!»
Остаются предметом надежды наше воскресение и жизнь будущего века.
Как летним утром, когда вы встали слишком рано, когда утренняя роса и прохлада заставляют вас ежиться, но разгорающаяся заря на востоке и предчувствие погожего дня с его солнцем и теплом уже настраивают вас на радость, — так все печальное в этой жизни при свете Христова Воскресения смягчается, теряет свою горечь, и душа начинает жить ожи- данием и надеждой будущего по- коя, радостных встреч с родными, Христова утешения.
«Мы спасены в надежде», — говорит апостол Павел. Это значит, что всё сбудется: и грех станет для всех отвратителен, и горечь разлуки сменится радостью, и всякую слезу отрет Господь с очей наших, и болезни больше не будет, и самая смерть упразднится, и настанет бесконечная радость вечной жизни!
И чтобы этой надеждой мы могли смягчать наши печали, Господь дает нам каждый год пасхальную радость, как залог, как предчувствие будущих свершений.
Аминь! Христос Воскресе!
ПРОТ. ВИКТОР ИЛЬЕНКО