Оказалось, что не только большинство топ-менеджеров не умеют «читать» баланс организации, но и многие бухгалтеры, которые его формируют, не видят за цифрами ни политики управления, ни ее реализации. Речь идет скорее не о содержимом строк баланса, а о их взаимосвязи. Так нужен ли баланс? Можно ли его использовать для анализа и принятия управленческих решений? Свое мнение высказывают специалисты.
Основное назначение бухгалтерского баланса — контроль правильности ведения учета. Несоответствие отдельных строк означает, что где-то (где именно, можно понять по смыслу строк) допущены ошибки в учете. Поэтому он и баланс, то есть равновесие. Кроме того, по значению отдельных статей можно понять, куда двигалась компания за отчетный период, виден рост или снижение доходности (прибыли), за счет каких статей доходов/расходов получился этот рост или спад. Если такие данные соответствуют взгляду (видению) топ-менеджеров на развитие компании, то все хорошо.
Скажем, увеличились расходы на новую технику, и за счет этого упала нераспределенная прибыль. Это еще не означает, что компания разоряется. Может, она реализует свою программу обновления продуктовой корзины или технологического парка. Главное, чтобы значение нераспределенной прибыли совпадало с принятой до начала отчетного периода политикой. Если результаты не совпадают с запланированными, нужно искать ошибки в разработке и реализации стратегии (если несоответствия носят систематический характер в течение нескольких лет) или в оперативном управлении (если они «вылезли» только в этом отчете).
Умение «читать» баланс как раз означает видеть не просто цифры, а оцифрованную оценку своей политики и своих действий по ее реализации. Притом помня, что ошибиться можно и в одном (политике), и в другом (в ее реализации).
Но для этого нужно знать, из чего «сложился» баланс. К примеру, состояние строки 210 («запасы») баланса — вопрос политики. Увеличение, скажем, запасов сырья и материалов в преддверии резкого роста цен на них (цветные металлы, нефть и подобные им) может быть следствием политики предприятия по экономии средств на их дальнейший закуп.
Например, компания в ноябре 2006 г. закупила нержавеющую сталь для производства некоторой продукции сразу на 2 года вперед, получив при этом неплохие скидки у поставщиков, хотя и пришлось взять кредит в банке. В балансе за 2006 г. сразу увеличилась строка 211. Вроде бы плохо, заморозили денежные средства. Но посчитали пресловутую стоимость капитала с учетом прогноза роста цен и потерянной прибыли от использования этих средств и получили плюсовую разницу на 8%! А когда к апрелю 2007 г. цена на нержавейку выросла не на 35—40%, как прогнозировали, а сразу на 86%, то разница получилась почти в 2 раза! Но бывает и наоборот.
Получается, что для «чтения» баланса нужно хорошо знать структуру бизнеса, состав каждой строки (из чего она сложилась). И не просто цифры, а именно суть. Кроме того, в помощь пониманию баланса составляются различные приложения:
· уплотненный баланс;
· вертикальный срез;
· горизонтальный анализ;
· оценка финансовой устойчивости.
Всему этому учатся в течение 3—4 лет в институте, а потом по книгам и еще на практике до конца жизни! Такой работой (расшифровкой баланса) должен заниматься финансовый директор. Желательно, очень грамотный. А вот выводы из его расшифровки должен делать уже стратег. Это может быть (чаще всего) сам «генерал» либо его замы по стратегическому управлению и развитию. Финансист, как правило, сути происходящего не видит и не понимает. Да и не его это задача. Дай ему волю, он такого «нарулит», что все цифры будут идеальными, а компания через год-два помрет.