О стимулировании передачи прав на ИС

| статьи | печать

В редакционной почте скопилось немало писем читателей с вопросами, касающимися интеллектуальной собственности.

На наиболее часто задаваемые отвечает Борис ЛЕОНТЬЕВ, д.э.н., генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса.

 

Зачем на предприятии нужна интеллектуальная собственность? Что она дает и кто должен обеспечивать ее воспроизводство?

Г. Сырцова, Серов

 

Интеллектуальная собственность (ИС) нужна на любом современном предприятии для того, чтобы генерировать прибыль. Дополнительная интеллектуальная собственность генерирует дополнительную прибыль. Поэтому организовать ее воспроизводство и использование в коммерческой деятельности — задача, можно сказать, основная как стратегическая. Какую интеллектуальную собственность, где и как воспроизводить и использовать, должно решать руководство компании, разрабатывающее стратегию.

 

Если предприятие накопило большие объемы интеллектуальной собственности, следует ли стимулировать ее передачу по лицензионным договорам?

К. Кузнецов, Москва

 

Одним из самых доходных направлений использования многолетних накоплений ИС является передача отдельных прав на нее своим партнерам по бизнесу. В результате происходит расширение зоны их действия.

Разумеется, что передача ИС происходит более интенсивно, если интеллектуальная собственность высококачественная и партнеры по бизнесу, в том числе и потенциальные, в ней нуждаются и о ее состоянии хорошо информированы. Поэтому на тех крупных предприятиях, где накоплены значительные объемы интеллектуальной собственности, обязательно следует стимулировать ее передачу для получения дополнительных доходов.

Мировой опыт показывает, что расширение бизнеса идет значительно быстрее, если успешно работающая компания передает свои права партнерам по франчайзинговой схеме, логика которой отображена на схеме и в таблице. Франчайзинг в России известен как коммерческая концессия, нормативно регулируемая ст. 1027—1040 Гражданского кодекса РФ. Субъектами отношений по договорам коммерческой концессии, как и по обычным лицензионным договорам, являются лицензиар как правообладатель всего пакета прав, передающий права по лицензии лицензиату как будущему правообладателю лишь доли от пакета прав лицензиара.

По мере накопления ИС бизнес становится все более защищенным, стабильным и доходным. Поэтому сначала в разных регионах у него появляется сеть партнеров категории А, затем по мере роста доходов и расширения сети лучшие партнеры переходят в категорию В, лишь спустя годы расширяющийся бизнес переходит на высший уровень и появляются партнеры категории С (см. схему).

Квалификация высших руководителей предприятия проявляется прежде всего в выявлении новых источников поступления доходов.

Техническая документация на нашем предприятии в качестве интеллектуальной собственности не рассматривается, и потому все операции с ее учетом, хранением, использованием и передачей производятся так же, как и 20 лет назад. Ее относят к информационному ресурсу, и ни о каких правах, режимах охраны и правообладания речь не ведется. Правильно ли это?

В. Касымова, Касимов, Рязанская обл.

 

Техническая документация предприятия, включая научно-исследовательскую, конструкторско-технологическую, проектную, дизайнерскую, организационно-техническую и другую, почти всегда оригинальна в случае, если она целенаправленно разработана его специалистами или внешними разработчиками по заказу его руководителей. Поэтому она как минимум относится к объектам авторского права. Помимо этого в ней могут содержаться ценные изобретения и ноу-хау, в том числе и не выделенные в качестве таковых их авторами, разработчиками и заказчиками.

Следовательно, оригинальная техническая документация должна идентифицироваться как комбинированная интеллектуальная собственность, где одновременно присутствуют разные режимы охраны прав на разные объекты интеллектуальной собственности. К данным документам применяются соответствующие технологии охраны, защиты, оценки и коммерциализации.

Для того чтобы выявить полный спектр реально существующих объектов интеллектуальной собственности, нужна ее инвентаризация. Непонимание этого качества технической документации приводит к убыткам или как минимум к занижению доходов, иногда очень значительному.

Передача технической документации должна производиться без нарушения прав ее авторов и правообладателей, поэтому она должна оформляться как передача беспатентной лицензии, где могут быть выделены изобретения и ноу-хау.

 

На нашем предприятии стоимость ИС была введена в цену заказываемой нам продукции. Но заказчик, просмотрев калькуляцию затрат, отказался финансировать программу выпуска нашей продукции. Поэтому мы считаем, что интеллектуальная собственность для наших предприятий в принципе бесполезна, она создает лишь дополнительные затраты и не дает обнадеживающих результатов. Так ли это?

А. Сердюков, Тула

 

В данном вопросе просматривается серьезная проблема непонимания интеллектуальной собственности как экономического фактора на предприятии. Ясно, что если заказчик в предыдущие годы финансировал выпуск продукции на данном предприятии по ранее установленной и согласованной с ним цене, то в будущем он, естественно, не захочет платить за то же самое в 2 или 1,5 раза больше. В подобном случае новая для заказчика интеллектуальная собственность должна сокращать издержки, а не наращивать их, как хотели бы на предприятии.

Более высокую цену за продукцию можно предлагать заказчику, если вы предложили новое качество продукции, новые потребительские свойства, полученные за счет вновь используемой интеллектуальной собственности, которую вы хотите, чтобы оплатил заказчик. Но если нового качества нет, ваша интеллектуальная собственность должна быть ориентирована на сокращение издержек.

Когда за то же качество хотят получить дополнительные доходы, покупатель справедливо возмущается и сделка откладывается. К сожалению, большинство руководителей сокращением издержек заниматься не хотят. А тем, кто предлагает новшества по сокращению издержек на предприятии, премии выдавать также не желают.

Большинство руководителей, как показывает практика, не способны систематически обновлять технологии производства, даже если это мелкие рационализации труда и ресурсопотоков. Особенно явно их рутинное отношение проявляется, если они много лет работают по известной и удобной им технологии. Для таких руководителей привычная текучка событий гораздо важнее стратегического проигрыша, к которому они относятся по принципу «авось пронесет».

Однако тенденция в мире такова, что руководителей, ориентированных на статичные, неизменные технологии, увольняют в первую очередь как противников адаптации предприятия к рынку. Мудрому руководителю важно соблюдать баланс между статикой производства традиционной продукции предприятия и динамикой обновления ассортимента. Развиваться необходимо эволюционно, но быстрее конкурентов.

И следует понимать, что не все новое охотно принимается потребителем. Сознание потребителя и клиента следует также готовить, поскольку потребительские предпочтения обычно весьма и весьма устойчивы.

 

Должны ли отделы труда и зарплаты заниматься учетом и стимулированием творческой деятельности?

П. Протопопов, Самара

 

Вся деятельность на среднем и тем более на крупном предприятии делится на рутинную, творческую и комбинированную. К рутинной традиционно относят работу рабочих и служащих низшего звена. К творческой относят труд ученых изобретателей. У всех остальных, работающих в диапазоне между представителями рутинного и творческого труда, деятельность относится к комбинированной, то есть частично творческой, частично рутинной. Их соотношение определяет уровень квалификации специалиста.

В советское время Всесоюзным институтом труда выпускались рекомендации по учету труда для всех категорий работающих по единой схеме. Для уборщицы, рабочего, инженера, конструктора, ученого, руководителя главным была почасовая ставка и затраты времени. Дополнительную зарплату можно было заработать только в одном случае: при переработке по времени. Причем у руководителей труд считался ненормированным и у них переработка не учитывалась.

Сегодня отделы труда и зарплаты практически на всех крупных предприятиях и в объединениях, включая предприятия энергетики, нефтехима, атомной и оборонной промышленности, судостроения, авиации и других отраслей, работают по той старой советской схеме, которая годна для учета и нормирования в основном рутинных работ.

Проведение всех упрощенных оценок трудоемкости к почасовым ставкам необходимо бухгалтерии и финансовым службам для упрощенного планирования трудозатрат на отдельные работы, по отдельным службам и по предприятию в целом. При неизменных заработках гораздо легче планировать общий фонд зарплаты.

На современных зарубежных предприятиях зарплата обычно состоит из двух по сути равновеликих фондов — фонда зарплаты и фонда стимулирования труда, размер последнего может существенно колебаться как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Это колебание зависит от результатов деятельности предприятия.

При высокой доходности предприятия за успешную деятельность премируются все работники предприятия, кроме нарушителей. Эта премия рассчитывается и выплачивается за общие результаты. Она меньше у лиц, выполняющих рутинную работу, и в 2—3 раза больше в процентном отношении к окладу у руководящих работников, от которых в основном зависит общий результат работы предприятия.

Однако работники творческого труда должны премироваться из специального фонда за то, что их интеллектуальная собственность изначально была признана и принята для использования. А затем они дополнительно премируются за итоговые результаты ее использования в технологиях и изделиях предприятия, где она генерировала определенную прибыль. Учет творческих вкладов должны осуществлять отделы труда и зарплаты совместно с патентными службами. Возлагать такой учет на патентные службы нецелесообразно.

Отсутствие такого учета использования результатов творчества на госпредприятии и в бизнесе приводит к снижению творческой активности, утечке разработок и «мозгов» из организации. Развитие у технарей безразличия к новаторству приводит в итоге к отсутствию процессов обновления бизнеса.

Такое предприятие постепенно становится неконкурентоспособным, и у него норма прибыли падает до минимума, либо оно вообще становится убыточным и самоликвидируется. Поэтому, учитывая высокую инерциальность такого стимулирования, где от его начала до реальных результатов проходят годы, необходимо системно развивать управление интеллектуальной собственностью как важнейшей стратегической функцией менеджмента.