Что делать организации, если она имеет не только задолженность по зарплате, но и налоговые недоимки? Какой долг погасить первым и какими документами это регламентируется? Нужно ли ежегодно подавать заявление в налоговую о применении упрощенной системы налогообложения? На ваши вопросы отвечает эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Олег МОСКВИТИН.
Наша организация имеет задолженность по заработной плате перед сотрудниками (5 месяцев). В кассе на сегодняшний день имеется сумма, которая могла бы погасить эту задолженность. Также имеется задолженность по налогам с фонда оплаты труда за этот же период. К расчетному счету фирмы выставлено инкассовое поручение ИФНС. Можно ли выплачивать заработную плату при наличии задолженности по налогам?
— По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации компания обязана выплатить заработную плату. Согласно ст. 4, 22 и иным нормам ТК РФ своевременная выплата заработной платы является одной из основополагающих обязанностей работодателя. При нарушении сроков выплаты зарплаты компания несет материальную ответственность (ст. 236 ТК РФ) и может быть привлечена к административной ответственности (ст. 5.27 КоАП РФ).
Виновные должностные лица работодателя также могут быть привлечены к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. В случае если руководитель организации не выплачивал заработную плату свыше 2 месяцев из корыстных побуждений или иной личной заинтересованности, он может понести уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ.
В то же время обязанность по уплате законно установленных налогов также является конституционной обязанностью компании (ст. 57 Конституции РФ). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23.12.97 № 21-П, «конституционные обязанности выплачивать вознаграждение за труд и платить законно установленные налоги и сборы не должны противопоставляться друг другу». Это обосновано, по мнению суда, прежде всего тем, что приоритет выплаты заработной платы собственным работникам предприятия перед уплатой налогов в бюджет ставит под угрозу возможность выплаты государством заработной платы таким же гражданам, но работающим в бюджетной сфере.
Именно поэтому указанным Постановлением Конституционного Суда РФ признан неконституционным абз. 4 п. 2 ст. 855 ГК РФ. Согласно этому абзацу при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств по документам на перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда осуществляется хотя и в одну очередь с документами на отчисления в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС РФ и территориальные фонды ОМС, но до списания по документам на уплату налогов.
В связи с этим в настоящее время применяется Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ, согласно которому при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов.
Иными словами, при недостатке средств на счете организации приоритет зарплатных платежных документов перед налоговыми отсутствует: банк обязан исполнять те документы, которые поступили к нему раньше.
Вместе с тем Закон не регламентирует вопросы уплаты зарплаты/налогов в ситуации, когда организация имеет недостаток средств в кассе. В то же время ст. 11 Конвенции Международной организации труда № 95 об охране заработной платы (Женева, 1 июля 1949 г.), ратифицированная нашей страной и являющаяся в силу ст. 15 Конституции РФ составной частью нашей правовой системы, называет заработную плату «привилегированным кредитом», то есть долгом, погашаемым в приоритетном порядке. Это общий вывод конвенции.
Согласно конвенции очередность погашения привилегированного кредита, составляющего заработную плату, по отношению к другим видам привилегированного кредита (например, кредита налогового) определяется национальным законодательством.
Таким образом, международный договор, имеющий в РФ приоритет перед внутренним законодательством, предписывает России урегулировать очередность уплаты приоритетных платежей разного вида. Однако повторимся, для вашей ситуации такого регулирования не установлено.
Поэтому, по нашему мнению, компания может руководствоваться общим правилом законодательства России: приоритетом долгов по заработной плате перед налоговыми недоимками. Напомним, что согласно ст. 64 ГК РФ долги по заработной плате погашаются перед налоговыми недоимками при ликвидации организации. Предоставляет приоритет погашению долгов по заработной плате и Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
При погашении долга по заработной плате у компании возникнет обязанность по удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ (п. 4 ст. 226 НК РФ). Надлежащее выполнение этой обязанности (удержание и внесение на банковский счет для перечисления в бюджет 13% от выплачиваемых работникам сумм задолженности) будет свидетельствовать о добросовестности организации, ее стремлении надлежащим образом исполнять свои налоговые обязанности.
Что касается задолженности по ЕСН, взносам в социальные фонды у вашей фирмы, то тяжелое финансовое положение фирмы, отсутствие денежных средств не освобождают ее от обязанности по уплате обязательных платежей (например, Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.01.2007 № Ф04-9077/2006(30187-А27-19), Ф04-9077/2006(30126-А27-19). Следовательно, организации нужно принять меры по погашению задолженности (реализация имущества, привлечение заемных средств и т.п.) и, возможно, проработать с налоговым органом вопрос об изменении срока уплаты налогов (гл. 9 НК РФ).
Отдельно сообщаем, что штраф за несвоевременную уплату ЕСН, взносов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев не может быть взыскан с вашей организации за погашение долга по заработной плате вместо налоговой недоимки. Как прямо указывается в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.05.2007 № 15162/06, фирма не может быть оштрафована «за непринятие мер, направленных на погашение уже возникшей недоимки» (то есть, например, за погашение долга по зарплате вместо налоговой недоимки).
Штраф за собственно неуплату налогов и взносов может быть обоснованно взыскан лишь при наличии в действиях компании составов правонарушений, предусмотренных ст. 122 НК РФ, ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ст. 19 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Все перечисленные нормы предусматривают штрафы за неуплату обязательных платежей в результате занижения облагаемой ими базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).
Под «другими неправомерными действиями» может пониматься, на наш взгляд, неуплата налога при наличии средств для этого на момент, когда уплата налога (взноса) должна производиться. Непогашение возникшей ранее недоимки при появлении денежных средств (как в вашей ситуации) согласно упомянутому Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.05.2007 № 15162/06 состава правонарушения не образует.
Поэтому, если фирма подавала корректную отчетность по налогам и страховым взносам в ИФНС и социальные фонды, но не платила налоги в связи с отсутствием средств, штраф с нее взыскиваться не должен. Но компания будет обязана уплатить пени как компенсацию потерь бюджета и фондов, вызванных несвоевременной уплатой налогов и взносов.
Самостоятельное основание для взыскания штрафа — непредставление отчетности в установленные сроки (например, ст. 119 НК РФ).
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. Надо ли подавать заявление в налоговую после истечения отчетного налогового периода о том, что организация и далее будет применять «упрощенку»? Доход и численность работников находятся в пределах, установленных законодательством.
— В соответствии с п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения заявление. При этом организации сообщают в нем о размере доходов за 9 месяцев текущего года.
Закон не требует от организаций ежегодного подтверждения желания на применение упрощенной системы налогообложения. На это указывается также в Письме УМНС по г. Москве от 20.06.2003 № 21-09/32901.
Поэтому фирма, экономические и иные показатели которой отвечают критериям ст. 346.12 НК РФ, п. 4 ст. 346.13 НК РФ, вправе продолжать применение «упрощенки», не подавая новых заявлений.