Мировой финансовый кризис успешно продолжается. Но о бедах с ликвидностью мы рассказывали уже не раз. Посмотрим теперь, что творится на рынках труда, да подумаем, что с того нам, россиянам.
В США, откуда ураган финансового кризиса и рванул по миру, настроение очень пасмурное. Несомненно, такому минору способствуют и данные по рынку труда.
Еще в декабре был зафиксирован серьезный рост числа безработных на 375 тыс. человек. Массовое прощание со своими сотрудниками проводили крупнейшие инвестбанки и финансовые группы, строительные компании. Процесс подхватили промышленность, сфера услуг и торговли. Недавно минтруда США доложило о новых рекордах: в марте уровень безработицы перевалил за психологически важную отметку в 5% с приростом числа безработных сразу на 434 тыс. человек. Теперь таковых стало более 7,8 млн.
Такое развитие событий напоминает американцам ситуацию после сентябрьских терактов в 2001-м и урагана Катрина в 2005-м. Впрочем, большинство из них не следит за международной статистикой, иначе настроение у них было бы еще хуже. Так, по данным Международной организации труда, еще в декабре безработных в США стало больше на 454 тыс., а в январе их количество составило более 8,2 млн с прибавкой к декабрю на 850 тыс.
Не будем спорить, кто тут приукрашивает или сгущает. Скорее дело в разнице методологии подсчета. Однако сути это не меняет: чтобы не вешать нос раньше времени, американцам не помешало бы заглядывать в свое прошлое — там немало ободряющего. К примеру, в самый тяжелый кризис 1929—1933 гг. уровень производства в США упал на 46%, а в безработных оказались 14 млн человек. И впоследствии Штаты пережили немало славных встрясок, среди которых выделяется кризис 1974—1975 гг.: спад в промышленности на 13% (на 50% — в жилищном строительстве), 8,5 млн безработных.
Естественно, кризисы в США не обходили стороной другие страны. Например, в период второго из названных кризисов промпроизводство в Германии упало на 22%, во Франции — на 13, в Великобритании — на 10, а в Японии — на 20%, число же безработных в ведущих капстранах составило 15 млн, не считая миллионов временно уволенных и переведенных на неполную рабочую неделю.
Любопытно, что рынки труда в других странах и регионах не реагируют (пока?) на американские страсти. Скорее даже наоборот. К примеру, по данным Евростата, в еврозоне, за исключением некоторых стран, уровень безработицы в период, когда она росла в США, топтался на месте либо чуть снизился. В среднем по региону этот показатель с 7,4% в июле 2007 г. снизился до 7,1% в феврале этого. Не слышно о серьезном нарастании проблем на рынках труда и из других регионов.
И уж тем более это касается России. По данным Росстата, за прошлый год численность безработных сократилась у нас на 675 тыс. человек, до 4639 тыс. В начале этого года тенден-ция продолжилась. Несколько, правда, настораживает февральский прирост безработицы до 5 млн человек.
Однако это к февралю 2007-го все равно составило 92,8%. Нет у нас макроэкономических факторов для «разогрева» безработицы — экономика по-прежнему в росте. Вот и в новом своем докладе МВФ подтверждает, что Россия демонстрирует устойчивость к мировому финансовому кризису.
Интересно, те сотни тысяч американцев, оказавшихся без работы, знают о нашем «островке стабильности», где так сильно не хватает квалифицированных рук и голов? Впрочем, что толку вопрошать: массовый заезд к нам спецов из Штатов — что-то из ряда вон. Разве что кто-нибудь из бывших наших приедет к нам из знакомых мест…