На российское здравоохранение выделяется чуть больше 3% ВВП. Этих денег не хватает ни на зарплаты врачам, ни на обновление технической базы больниц. Однако российская медицина находится в таком состоянии, что сама зачастую не знает, сколько ей требуется средств.
«Мы постоянно слышим, что во всех медучреждениях очереди, везде берут деньги, врачи небрежны и невнимательны. В то же время некоторые заявления Минздравсоцразвития излишне оптимистичны — все прекрасно, зарплаты увеличили, смертность снизили, деньги выделили и проблем никаких нет. Я против такого искажения действительности как в одну, так и в другую сторону», — говорит председатель Комиссии по здравоохранению и член Совета Общественной палаты РФ Леонид Рошаль.
Нет таких людей или отраслей, которым денег было бы достаточно, между тем проблемы в сфере здравоохранения одни из самых острых. Общественная палата РФ, обобщив исследования двух последних лет, признала состояние здравоохранения в России неудовлетворительным и не соответствующим ст. 41 Конституции РФ «О бесплатном медицинском лечении в государственных и муниципальных учреждениях». В таком случае Президенту и Правительству остается либо поменять Конституцию, либо привести здравоохранение в соответствие с ней.
Чтобы привести здравоохранение в соответствие с положениями Основного закона государства, нужно решить 2 основные задачи. Одна из них это финансирование отрасли.
На здравоохранение сейчас выделяется немногим более 3% ВВП — по этой позиции Россия занимает одно из последних мест в мире. Каждая закупка оборудования похожа на фронтовую сводку — куплено еще 100 машин скорой помощи или еще 20 томографов. Много это или мало? Зачастую никто не может сказать, сколько машин или аппаратов действительно требуется и где.
Другая задача, требующая решения, — обеспеченность кадрами и качество их подготовки. Например, только в Москве требуется 600 педиатров и до 1000 врачей скорой. Но теми специалистами, которые приходят работать, медучреждения недовольны. Качество их профессиональной подготовки не соответствует современным требованиям. 50% выпускников медицинских вузов вообще не идут после окончания обучения работать в здравоохранение.
Некоторые образовательные учреждения делали попытки заключать договоры с первокурсниками, но на практике юридически их нельзя заставить пойти работать после окончания вуза «по месту распределения». Да и при том уровне оплаты труда, когда зарплаты врачей ниже доходов госслужащих, ждать их в районных поликлиниках или на селе не приходится.
«Проблемы здравоохранения можно будет решить только тогда, когда концепция развития отрасли будет принята в Кремле, как это было в советское время, а не на уровне министерств», — уверен Л. Рошаль.