Мухаммад Юнус предложил создать в России банковскую систему, которая специализируется на выдаче кредитов без залогов и сложного юридического оформления малообеспеченным гражданам. Подобное благородное начинание вряд ли приживется на российской земле, отчасти потому, что оно «благородное», отчасти потому, что «умом Россию не понять».
На состоявшемся недавно «круглом столе» «Путь в средний класс: как микрофинансирование может помочь начинающему бизнесу» профессор и основатель Grameen Bank из Бангладеш М. Юнус, получивший в 2006 г. Нобелевскую премию мира за разработку концепции микрокредитов для бедных слоев населения, поделился своим опытом с российскими банкирами и чиновниками из финансовых структур.
Он призвал их создать совершенно новый тип бизнеса — «социальное кредитование». Юнус признал, что этот вид кредитования в любом, даже самом небогатом, регионе России требует серьезных инвестиций и изначально не будет приносить высокие дивиденды. Но в долгосрочной перспективе позволит получить прибыль от выданных кредитов за счет колоссального расширения клиентской базы. Автор системы микрокредитования настаивает на том, что процентная ставка по таким продуктам должна быть низкой.
Grameen Bank выдает кредиты в среднем по 100—200 долл. «В России потребности именно в таких микрокредитах скорее всего нет», — ошибочно считают многие отечественные финансовые чиновники, забывая при этом, что, к примеру, исходя из паритета покупательной способности 1 долл. в Бенгалии равен 40—60 долл. в России, или 70—80 долл. в США.
Диалог нобелевского лауреата с банкирами и чиновниками происходил словно на двух разных языках. И дело здесь даже не в пресловутых трудностях перевода с английского и обратно. Просто создатель «кредитного чуда» говорил на простом и понятном «человеческом» языке, а его респонденты — на «птичьем», понятном только им самим и тем, кто следит за их вербальным творчеством.
Иначе как объяснить М.Юнусу сакральный смысл крылатой фразы «в настоящее время на рассмотрении в Думе находится целый ряд законопроектов, направленных на расширение, углубление, дальнейшее развитие (ненужное зачеркнуть) системы микрофинансирования», которая за долгие годы превратилась в некую мантру. Какими словами поведать профессору из Бангладеш, что вся отечественная система микрокредитных организаций длительное время существует скорее вопреки, нежели благодаря законодательным инициативам властей, а зам-директора департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков только сейчас обещает «сформировать нормативно-правовую базу для развития рынка микрофинансирования в течение ближайших лет».
Руководителю банка Grameen было бы небезынтересно узнать, какие невидимые силы препятствуют принятию столь необходимых для малого бизнеса законопроектов в условиях практически однопартийного парламента.
А как расшифровать фразу члена Совета директоров Центробанка Алексея Симановского: «В России достаточно медленно идет подготовка законопроектов в этой области, отчасти оттого, что эта сфера сегодня не рассматривается как приоритетная»?
И почему только в 2009 г. должен заработать проект «Развитие инфраструктуры микрофинансового рынка в России»?
А вообще-то нам самим есть чему научить нобелевского лауреата. Так, его система микрокредитов была бы более эффективна, если бы он в своей деятельности опирался на такие структуры, как Ассоциация сельских банков Бенгалии, Бангладешский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата «Опора Бенгалии», Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г. Дакка, Ассоциация поддержки малого и среднего бизнеса «Гоно Проджатонтри Бангладеш». И если подобные структуры в Республике Бангладеш до сих пор не созданы, это просто недопустимая ошибка!