Давайте все-таки разберемся, кто у нас в стране «главный по инфляции»? Я даже не говорю о том, кто во власти отвечает за конечный результат. Вопрос проще: кто отвечает за прогноз? Вот, например, первый заместитель Председателя ЦБ РФ Алексей Улюкаев на днях заявил, что Банк России «может в июне пересмотреть» этот прогноз в сторону повышения. Сейчас он прогнозирует годовую инфляцию 8,5%, а летом, как видно из заявления Улюкаева, пообещает побольше, но «при этом намерен уложиться в 10%». А что будет,если не уложится?
Многие независимые эксперты уже заявили о том, что в нынешнем году рост цен ожидается больший, чем даже в 2007 г., когда власть зафиксировала официальную инфляцию на уровне 11,9%. Учтем, однако, что у независимых экспертов нет никаких рычагов влияния на экономику, и эти прогнозы базируются лишь на анализе складывающейся ситуации и различных решений, принимаемых другими — «уполномоченными» людьми и организациями, в том числе Центральным банком.
Чем рискуют руководители ЦБ и высокопоставленные чиновники Правительства, которые располагают инструментами влияния на инфляцию? Тем не менее именно они регулярно вводят в заблуждение россиян, обещая в начале года одни цифры инфляции, а в конце года сокрушенно признаваясь, что «запланированные показатели» оказались превышены.
Я не говорю даже о населении, которое уже не верит прогнозам, исходящим от власти. Но ведь страдает и бизнес: мы заключаем договоры со своими партнерами (поставщиками, потребителями), исходя из одних цифр предполагаемой инфляции, а потом видим совсем иные цифры. В результате несем реальные убытки.
Но и мы не легковерные простачки, а потому заранее ориентируемся в своих расчетах на более высокую инфляцию. И, получается, сами же ее увеличиваем, ведь наша «прибавка» в расчетах, как правило, близка к верхней планке или даже превышает ее. К этому нас вынуждают лукавые прогнозы людей «при власти», которые легко дают любые обещания и не несут никакой ответственности за свои слова и действия.
В.С. Грибачев, бизнесмен, Саратов