Большой «облом» малому бизнесу

| статьи | печать
Большой «облом» малому бизнесу

Выступая в Тобольске на заседании Президиума Госсовета РФ, Дмитрий Медведев, слова которого по мере приближения инаугурации приобретают все больший вес, заявил, что малый бизнес должен стать одним из ведущих — и по росту производительности труда, и по технологической оснащенности, и по инновационной активности.

 

Золотые слова! Да вот беда, у предпринимателей всех времен и народов было и есть такое характерное свойство — они пальцем не пошевелят, несмотря на все призывы, пока не убедятся, что им это выгодно. А российский бизнесмен к тому же еще отягощен недоверием к власти. И не зря!

В данном случае речь идет о тех, кто поверил клятвенным заверениям законодателя о том, что единый налог на вмененный доход освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ и НДС согласно ст. 346.26 НК РФ.

Введение этого спецрежима действительно способствовало развитию малого бизнеса и нанесло ощутимый удар по теневой экономике. «Вмененщиков» не надо было призывать наращивать производительность труда. Они сами, видя выгоду, стремились максимально использовать каждую налогооблагаемую единицу физических показателей. И обновляли быстро изнашивающиеся основные средства, продавая старые, — те, кому реальные доходы позволяли это сделать.

При этом плательщики ЕНВД не начисляли налог на прибыль, НДФЛ и НДС на выручку от реализации «старья», резонно полагая, что если они не учитывали расходы от приобретения основных средств, то не должны учитывать и возникшие доходы. Тем более что продаваемое имущество приобреталось не для перепродажи, а для использования в рамках спецрежима.

Но налоговики стали взыскивать недоимки по соответствующим налогам, штрафы и пени. «Да, — говорили они, — расходы как плательщики ЕНВД вы учитывать не имели права. А вот учесть доходы от реализации основных средств — обязаны».

Минфин РФ одобрил действия чиновников (в частности, в Письме от 12.02.2008 № 03-11-04/3/59). Арбитражные суды также поддержали такую позицию (например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2007 № А52-2523/2006/2). По данному делу плательщик ЕНВД в целях обновления автопарка продал два грузовика. В результате длительная судебная тяжба с инспекцией, окончившаяся победой чиновников.

Вот вам и технологическая оснащенность с инновационной активностью!

Действительно, нормы Налогового кодекса позволяют чиновникам делать такой вывод: продал устаревшее оборудование или машину — значит, вышел за рамки спецрежима. И в то же время подобное толкование противоречит здравому смыслу.

Как же отреагирует на это малый бизнес? А очень просто: начнется отток доходов в «тень». И никакие «заклинания», не подкрепленные разумной налоговой политикой, этот процесс не остановят. При этом розничные продавцы будут торговать продуктами «второй свежести» из старых холодильников, а перевозчики — возить пассажиров на раздолбанных маршрутках, аварии которых все чаще приводят к гибели людей. Если, конечно, законодатель не удосужится внести в Налоговый кодекс соответствующие изменения, стимулирующие развитие и модернизацию хозяйственной деятельности субъектов малого бизнеса.