Российское здравоохранение реформируется давно. Была принята программа обязательного медицинского страхования (ОМС), но она не принесла желаемых результатов. Правительство утвердило национальный проект «Здоровье», на который из федерального бюджета было выделено 65,7 млрд руб. Но сегодня в стране нет ни работающего медицинского страхования, ни доступных и качественных услуг.
По заключению специалистов, мы вступили в век хронических неинфекционных, длительно протекающих заболеваний, нуждающихся в постоянном контроле мультидисциплинарной команды экспертов. В России ситуация осложнена тем, что законодательство крайне либерально в отношении способов сокращения жизни человека, в частности, табак и алкоголь легко доступны.
Уполномоченного пациентами — в Правительство
Проблема прав граждан на охрану здоровья и вопросы защиты этих прав в нашей стране замалчиваются. Даже попытки получить достоверную информацию об эпидемиях, осложнениях и смертельных исходах, о врачебных ошибках, жалобах пациентов встречают стойкое сопротивление. Лига защиты пациентов еще в 2004 г. предложила Департаменту здравоохранения Москвы совместно создать рейтинг акушерских стационаров по статистике смертности и осложнений. Это стало особенно актуальным, когда беременные с родовыми сертификатами получили право выбора роддома. Однако департамент под руководством Андрея Сельцовского остался глух к гражданской инициативе. В 2007 г. Общественный совет при Росздравнадзоре принял решение о создании рейтинга родильных домов, но его до сих пор нет по причине отсутствия информации.
Между тем, например, в Норвегии и даже в Грузии при парламенте создан специальный институт Уполномоченного по правам пациента. Российский же Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин эти вопросы решать не в состоянии. В 2006 г. к нему обратились за помощью, по его же словам, 435 человек с жалобами на качество медицинской помощи, из них половина — на проблемы в психиатрии. А с начала трансляции по ТВ программы Лиги защиты пациентов сюда обращаются десятки людей в день!
Лечиться даром — даром лечиться
Страховые компании, по сути, стали финансовыми посредниками между государством и… государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения. В соответствии со ст. 15 Закона о медицинском страховании граждан (от 28.06.91 № 1499-1) они обязаны «заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным по ОМС; ... защищать интересы застрахованных». О какой защите их прав можно говорить, если первые договоры, по сути, корпоративные?! По данным Федерального фонда ОМС за 2006 г., страховые компании участвовали всего в 21 судебном деле на стороне пациентов по всей России!
Статья 41 Конституции РФ о доступности медицинской помощи не содержит требований о наличии полиса страхования. Однако повсеместно пациентам без полиса отказывают в лечении. В феврале 2007 г. СМИ сообщили о смерти человека, которому в больнице города Тихорецка отказали в помощи, поскольку у него не было полиса и местной прописки. В государственных и муниципальных медицинских учреждениях никто не вправе взимать плату с больных, но это происходит сплошь и рядом.
С января этого года полномочия контроля качества медицинских услуг даны субъектам Федерации, которые теперь фактически будут контролировать себя сами.
Сегодня вся медицина стала «параллельной» — платной с астрономическими ценами и бесплатной по принципу: лечиться даром — даром лечиться.
При этом из приведенных в таблице 1 данных видно, что расходы на медицину за 4 последних года увеличились в 3 раза, в 2006 г. выделено 868,2 млрд руб.
Но согласно данным таблицы 2 уровень расходов на амбулаторно-поликлиническое звено весьма низкий. Ясно, что пациент не может получить адекватную помощь на этапах до стационара.
Необходимо развивать конкуренцию между медицинскими организациями, для чего следует допустить к борьбе за госзаказ учреждения всех форм собственности. А полис ОМС принимать как часть оплаты за услуги платной медицины.
Эксперты рекомендуют
Международная неправительственная организация Oxfam совместно с Обществом специалистов доказательной медицины провела исследование по обеспечению прав граждан на медицинскую помощь и ее доступности для уязвимых групп населения. К последним относятся не только пенсионеры, инвалиды, эмигранты, но и работники бюджетной сферы, семьи с двумя и более детьми, неполные семьи.
Исследование показало, что законодательство в области здравоохранения и социальной помощи находится в перманентном состоянии «латания дыр». Необходимо его дополнить положениями «позитивного действия», предпринять меры к снижению финансового порога доступа граждан к специализированной медицинской помощи через:
· расширение вариантов доступа, например, в виде строительства новых и совершенствования возможностей старых медицинских организаций;
· запрет государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения оказывать платные услуги;
· создание схем возмещения транспортных расходов для жителей удаленных местностей.
Нужно развивать социальные службы помощи, создать государственную образовательную программу для экспертов качества медицинских услуг, регистр этих экспертов, а также возможность привлекать их в судебные разбирательства. Необходима система финансовых стимулов, заинтересовывающая врача и администратора в здоровье пациентов. Требуется пересмотреть периодичность переосвидетельствований инвалидов, имеющих потенциально необратимые изменения. Информация о качестве медицинских услуг в лечебных организациях и о квалификации врачей должна быть открытой и доступной для всех.
Кто же всем этим будет заниматься? Кому под силу заставить работать законы, изменить менталитет? Лига защиты пациентов располагает фактами, леденящими кровь: уголовные дела против врачей тянутся до 8 лет, прокуратуры в нарушение всех норм месяцами отказывают в их возбуждении, а безрукие и безногие инвалиды вновь и вновь занимают очереди на переосвидетельствование. Известны случаи, когда пострадавшие нанимают киллеров против эскулапов!
Много надежд возлагается на министра Минздравсоцразвития Татьяну Голикову, но ей одной непросто противостоять сплоченным ветеранам ведомства, возглавляющим ключевые направления. Только ротацией кадров революцию не сделаешь. Такую важную проблему, как здоровье, надо решать по всем направлениям.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ
АЛЕКСАНДР САВЕРСКИЙ, ПРЕЗИДЕНТ ЛИГИ ЗАЩИТЫ ПАЦИЕНТОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ РОСЗДРАВНАДЗОРЕ:
— Большая часть нарушений закона медперсоналом не требует уголовного преследования, однако в КоАП РФ нет нормы, по которой можно наказать врача. Создана ситуация, когда наложение штрафа или лишение врача практики требует приговора суда. Врачебная корпорация защищается от обвинений во всю мощь, но у нее самой нет инструмента избавления от «плохих» коллег.
Нет независимых экспертных организаций, имеющих лицензии на проведение судебно-медицинской экспертизы. Бюро таких экспертиз подчиняется областным управлениям здравоохранения, патолого-анатомические бюро и вовсе располагаются на территории больниц и подчиняются их главным врачам. Ясно, что эти зависимости предопределяют некорректность судебно-медицинских и патолого-анатомических заключений в пользу врачей.
КИРИЛЛ ДАНИШЕВСКИЙ, К.М.Н., ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, ПРЕЗИДЕНТ ОБЩЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ:
— Необходима конкуренция между медицинскими учреждениями независимо от форм собственности. В настоящее время системой здравоохранения в России управляет медицинская элита, руководители клинических центров стремятся лишь получить деньги на свои проекты.