Краевая власть в Перми намерена сократить количество районов в регионе с 47 до 15—20. С этой целью правительство края объявляет конкурс на проведение специального научного исследования.
Совет ученых необходим для обоснования изменений территориального устройства и расселения людей в целях повышения эффективности управления. По сведениям местных СМИ, «процесс» будет запущен уже в этом году, до начала полномасштабного действия Закона о местном самоуправлении № 131-ФЗ (от 06.10.2003).
По сути же, старт административно-территориальной перекройке был дан еще в июне прошлого года. Тогда на совете глав муниципальных образований за сокращение числа муниципалитетов высказались и губернатор края Олег Чиркунов, и председатель краевого Законодательного собрания Николай Девяткин. При этом глава региона не исключил возможность стимулирования за счет краевого бюджета тех, кто первым пойдет на укрупнение.
Как водится, отважных меньше, чем скептиков. С одной стороны, одолевает страх: как бы чего не вышло. С другой стороны, главы органов местного самоуправления не могут самостоятельно решать такие вопросы. При изменении муниципальных границ нужен местный референдум или, опять же по Закону, необходимо заручиться согласием представительного органа на изменение или сохранение границ. Не случайно редкие высказывания отличаются сдержанностью, если не сказать, осторожностью.
Глава Еловского района Владимир Замахаев, например, считает, что окончательное решение остается за населением, а само объединение районов должно происходить очень корректно. Глава Гремячинского района Александр Лиллепеа опасается, что можно так «намахать шашкой», что из двух экономически слабых районов может получиться один большой немощный.
Других глав больше беспокоит, где при укрупнении районов будет находиться административный центр нового муниципального образования. Сокращение штатов неминуемо вызовет миграцию государственных и муниципальных служащих. А это уже чувствительная для муниципалитетов потеря налогоплательщиков в населенных пунктах, покидаемых чиновниками областных и федеральных структур и существенной частью местного аппаратного люда.
Слов нет, стремление краевых властей сократить число управленцев вполне объяснимо. Нередко на содержание аппаратов органов местного самоуправления, разросшихся по мере реализации Закона № 131-ФЗ, и «сопутствующего набора» областных служб приходится жертвовать немалой долей региональных программ развития.
Одновременно с укрупнением районов руководство края намечает оптимизировать структуру расселения. Сейчас в регионе насчитывается более 2,5 тыс. населенных пунктов, в которых проживает менее 100 человек. Причем 33 тыс. человек живут в 5 и более километрах от автомобильных и железных дорог. Что с ними делать при оптимизации системы управления — отселять из новых неперспективных поселений или прокладывать к ним дороги? И то и другое требует немалых затрат.
Возможно, укрупнение сельских районов в самом деле позволит выстроить более эффективную, чем сейчас, систему распределения полномочий как между краем и местным самоуправлением, так и между самими муниципальными образованиями. Не исключено, что и межбюджетные отношения между разными уровнями бюджетов можно будет строить и проще, и лучше. Но при любом раскладе полномочий и финансов должны быть соблюдены интересы местного населения. Это суть и смысл муниципальной реформы.
В недалекой от Пермского края Челябинской области, например, последнее слово в решении вопроса об изменении административно-территориального устройства осталось за населением (см. «ЭЖ» № 02, 2008 г.). Видно, в Перми учли опыт соседей, раз решили обратиться за советом к научному и экспертному сообществу. Выигравшая тендер компания, надеются краевые власти, сумеет представить оптимальный вариант административно-территориального переустройства края.
ЦИТАТА
ОЛЕГ ЧИРКУНОВ, ГУБЕРНАТОР ПЕРМСКОГО КРАЯ:
— Считаю принципиально важным расширить полномочия муниципалитетов по поддержке сельхозпроизводства. Предлагаю минсельхозу с 2008 г. передать муниципалитетам средства программы АПК в объеме 500 млн руб.
Считаю правильным передать дороги четвертого уровня муниципалитетам вместе со средствами на их содержание.
Эффективная работа власти невозможна без создания системы самостоятельных и конкурентоспособных муниципалитетов. Для этого необходимо передавать полномочия и ресурсы на их уровень. В этом есть риск. Риск того, что где-то эти средства будут неразумно расходоваться, риск, что результат не будет достигнут. Так будет, но будут и точки роста, в которых муниципалитеты, получив дополнительные возможности, совершат прорывы. На этих лучших будут равняться остальные, создастся механизм конкуренции за жителя.