Кто из бизнесменов не задавался вопросом: как изменятся показатели деятельности компании
в результате реконструкции основных производственных мощностей, увеличения объемов продаж или при изменении схемы расчетов с ключевым поставщиком, изменении цен на продукцию и других переменах? То есть что произойдет с финансовым состоянием компании при изменении каких-либо параметров бизнеса? Ответить на эти вопросы можно, опираясь на предыдущий опыт и интуицию, особенно в рамках небольших компаний. Но более надежный способ — бизнес-моделирование. Оно позволяет гибко и быстро планировать финансовые и нефинансовые показатели бизнеса, прогнозировать результаты деятельности при различных вариантах изменения внешней и внутренней среды.
Сферы применения
Для решения задач бизнеса широко используются имитационные многофакторные модели. Суть их сводится к следующему: финансовые потоки и начисления раскладываются на составляющие компоненты, каждая из которых состыковывается с определяющим нефинансовым показателем, при этом в модель закладывается требование сбалансированности ресурсов.
Данный тип моделей позволяет задавать значения основным факторам (цены, средняя зарплата, налоговые ставки и т.п.) на перспективу и получать финансовую отчетность компании при сделанных предположениях. Модель может быть выполнена в электронных таблицах MS Excel или других аналогичных программных продуктах.
Модель, дающая практические результаты, должна быть разработана для каждой компании индивидуально, адаптирована под специфику конкретного бизнеса и задачи, которые она призвана решить.
В модели определяются взаимосвязи между основными факторами, а также появляется возможность определитьколичественный вклад каждого существенного фактора в конечный финансовый результат компании.
Структура
Несмотря на наличие отраслевой специфики и множества деталей, отличающих одну компанию от другой, модель, как правило, состоит из следующих базовых блоков, на основе которых строятся финансовые отчеты:
· доходы, продажи, цены;
· расходы;
· инвестиции, основные средстваи производственные мощности;
· заемные средства.
Блок «Доходы, продажи, цены» содержит ретроспективную и прогнозную информацию о выручке в денежном выражении, объемах продаж в натуральном выражении и средневзвешенных ценах. Информация структурируется в зависимости от конфигурации компании по видам продуктов и услуг, типам клиентов, географическим сегментам, филиалам и структурным подразделениям.
В блоке «Расходы» представляется ретроспективная и прогнозная информация о расходах в денежной форме, а также о натуральных количественных показателях, их определяющих.
Два первых блока модели с небольшими дополнительными вставками необходимых данных образуют детализированный отчет о прибылях и убытках, который оформляется в соответствии со стандартами Международной финансовой отчетности (или приближен к ним), а также в зависимости от требований конечных пользователей модели к форматам отчетности может быть оформлен в российских стандартах бухгалтерского учета.
Блок «Инвестиции, основные средства и производственные мощности» раскрывает структуру капитальных вложений, отражает их связь с движением основных средств, содержит натуральные показатели инвестиционного плана и отражает их влияние на производственные мощности компании. Этот блок является самым специфическим, его устройство сильно зависит от отрасли, технологии производства и масштабов бизнеса.
В разделе «Заемные средства» отражается движение банковских кредитов и займов, облигационных займов, векселей, операционного и финансового лизинга. Как правило, моделирование ведется с учетом присущих каждому виду долга особенностей. При определении будущей потребности в заемных средствах учитываются цена и форма планируемых заимствований, а также графики погашения существующих.
Для получения итоговых финансовых результатов моделирования описанные выше разделы дополняются недостающими данными, в частности движением запасов, дебиторской задолженности, кредиторской задолженности, различных резервов и другими необходимыми данными. Итоговые финансовые результаты представляются в виде взаимосвязанного набора форм финансовой отчетности:
· отчет о прибылях и убытках;
· баланс;
· отчет о движении денежных средств;
· отчет о движении капитала.
Этапы разработки
Разработка модели осуществляется поэтапно.
1 Создается укрупненная бизнес-модель на основе стандартных бухгалтерских форм, определяются направления дальнейшего анализа существенных статей доходов, расходов, оборотного капитала и инвестиций, а также перечень информации, необходимой для дальнейшего моделирования.
2 Создаются и неоднократно выверяются базы данных финансовых и нефинансовых показателей, вскрываются пробелы системы внутрикорпоративной информации, обнаруживаются нестыковки и ошибки в статистике, выявляются жизненно важные показатели и аналитические разрезы, статистика по которым не ведется.
3 Проводится системный анализ полученных данных, выстраиваются взаимосвязи между факторами, проверяются данные на непротиворечивость. В результате получают каркас модели, содержащий взаимосвязи между данными. Его наполнение составляют выверенные ретроспективные данные за несколько последних лет
Модель готова к работе, к примеру в стратегическом планировании компании.
Использование бизнес-модели
Разработка стратегии предусматривает определение целевого состояния, которого она хочет достичь к определенному моменту времени, а также перечня действий, выполнение которых переводит компанию в желаемое состояние.
Процесс качественного планирования необходимо дополнять количественным планированием, определять количественные характеристики плана и проводить его комплексную проверку на непротиворечивость.
Определение численных значений входов (факторов) модели начинается с анализа внешней среды, устанавливается, какими темпами и за счет каких факторов будут расти рынок и доходы компании при условии, что она выполнит определенный ранее комплекс стратегических действий. Обычно создается несколько логических сценариев развития рынка, которые могут предусматривать появление новых игроков, изменение технологий и механизмов, норм государственного регулирования. Таким образом, определяются перспективные значения факторов в блоке «Доходы».
Для определения перспективных расходов и инвестиции анализируется внутренняя среда для выполнения намеченного комплекса стратегических мероприятий, оценивается их стоимость.
В результате проведения такого двухступенчатого анализа возникает несколько наборов значений факторов, соответствующих разным логическим сценариям, которые впоследствии закладываются в бизнес-модель. В модели определяются окончательные финансовые результаты стратегии: величина денежных потоков, величина долга, прибыльность, долгосрочная платежеспособность, ликвидность.
Если полученные на основе бизнес-модели прогнозные финансовые результаты удовлетворяют изначальным стратегическим целям, стратегический план можно считать по меньшей мере непротиворечивым, а первый цикл стратегического планирования завершенным.