В ежедневном поиске решений

| статьи | печать

Сегодня мало кто из руководителей любого ранга ежедневно оценивает деятельность вверенной ему структуры. Обычно этот процесс носит авральный характер, когда что-нибудь случается. Часто сигналом к этому служит ЦИФРА как основной показатель экономической деятельности. Но она не возникает сама по себе! Это результат анализа состояния, в котором оказалось предприятие, величина отклонения от того, чего хотели иметь, правильно понимать и использовать при принятии решений. То есть, чтобы ее получить, необходима технология.

 

Любая технология только тогда становится технологией, когда все ее операции, их последовательность, режимы выполнения и т.д. определены, документированы, регламентированы, зафиксированы на бумаге.

Именно ЦИФРА является, с одной стороны, результатом технологии принятых решений, а с другой – побудителем новых решений.

Сегодня управление предприятиями выстраивается по иерархии и решения принимаются по вертикали сверху вниз. При этом не факт, что до конечного исполнителя принятое решение дойдет в своем исходом виде, постепенно трансформируясь от уровня к уровню иерархической лестницы. Да и исполняется оно соответственно не так, как задумывалось.

Однако, руководствуясь тезисом о необходимости вовлечения в этот процесс не только сотрудников предприятия, но и всех заинтересованных лиц (стейкхолдеров), этого можно избежать (см. стр. 6). Ведь тот, кто участвует в принятии решения, исполняет его более адекватно сложившейся ситуации.

Но в чем конкретно заключается технология вовлечения персонала в процесс принятия решений, как это реализовать на практике? Многие сталкиваются с проблемой, когда сотрудники, демонстрируя вовлеченность в процесс, поучают всех, что надо делать, когда и как, но при этом сами на своем уровне решений не принимают. В лучшем случае ходят к руководителю узнать «свое» мнение.

Как все же оценить потенциал персонала и каждого сотрудника в отдельности, чтобы, участвуя в принятии решений, они как «слепые» не забили «зрячего поводыря» палками? Насколько сотрудники готовы и способны видеть и чувствовать будущее компании, стратегию ее развития?

Именно ЦИФРА и служит основой взаимопонимания между разными категориями работников, языком общения. Она показывает реальный вклад каждого в общее дело. Это еще один аргумент важности технологии ее получения. Она должна быть понятна каждому.

Да, такой подход развивает горизонтальные связи между сотрудниками, понимание проблем соседнего подразделения, высвечивает варианты их решения, что способствует накоплению соответствующего опыта и развитию предприятия как самообучающейся организации. Но какова мера «коллективности» принятия решений и кто за такое решение будет нести ответственность? Готового ответа нет.

Выходит, что экономика является инструментом трансформации иерархической системы управления. Но мы утратили, к сожалению, лучшие наши традиции экономической науки и практики. И ничего нового пока не приобрели, а находимся в поиске инструментов решений проблем предприятий. Предпосылки к этому имеются (см. стр. 2—3).

Экономическое мышление сегодня необходимо всем сотрудникам и обществу в целом. Каждый должен нести ответственность на своем месте за то, что он делает сейчас, и за результат — ЦИФРУ, которую он получит в будущем. И в этом свете важно ЦИФРУ понимать, чувствовать и уметь интерпретировать. Это приобретается с опытом. Поэтому так важно принимать решения не в авральном порядке, а ежедневно проводить мониторинг состояния экономической деятельности и ее результатов.

 

РЕДАКЦИЯ «ЭЖ»