Способности осуществлять предпринимательскую деятельность есть не у каждого человека. Даже найдя свой путь, не все зависит от личного энтузиазма и желания. Яркий пример тому — как занимались предпринимательством три кинематографических героя — Трус, Балбес, Бывалый.
Частное предпринимательство, инициатива отдельных лиц, чем, собственно, и движим любой успешный бизнес, были в прежней жизни — не рыночной — тяжким грехом. Но победить человеческую природу, стремление к экономическому творчеству не удавалось иногда и тогда.
«Без каких-нибудь особенных
затрат
Создан этот электронный
агрегат,
А приносит он, друзья, доход
Днем и ночью, круглый год».
«Затраты», «доход» — персонажи короткометражки Леонида Гайдая «Самогонщики» Трус, Балбес и Бывалый, распевающие эту песенку, явно знакомы с экономической терминологией.
Автоматизированная линия по разливу одного пусть и достаточно специфического, но — что греха таить — крайне популярного в самых широких слоях населения напитка — чем не малое предприятие, тот самый бизнес, к созданию которого прилагается столько усилий и сегодня. Встает, правда, вопрос с лицензированием данного вида деятельности, но это, как говорится, частности.
В другой раз находчивые персонажи встречаются в фильме «Операция «Ы». Вновь «малый бизнес» набирает обороты, но на этот раз проявляются иные его грани и новые таланты незабвенных предпринимателей. Они разворачивают свои «предприятия» на Зареченском колхозном рынке, хорошо усвоив, что реклама — главный двигатель торговли. А уж уверенности в себе и напористости им не занимать!
«Граждане новоселы!
Внедряйте культурку!
Вешайте коврики на сухую
штукатурку!
Никакого модернизма!
Никакого абстракционизма!
Сохраняет стены от сырости,
вас от ревматизма!
Налетай! Торопись! Покупай живопись!» — бойко декламирует герой Георгия Вицина Трус.
При этом в рекламе отслеживается и политическая конъюнктура того времени («Никакого модернизма! Никакого абстракционизма!»).
Не слишком образованный, но уверенный в собственном успехе герой Юрия Никулина Балбес работает на иную возрастную группу потребителей, что тут же отражается в стратегии его рекламной кампании — надпись на его чемодане гласит: «Будишь маму-папу слушать, будишь ты канфету кушать». Торговля сахарными петушками на палочке идет на удивление бойко, и рекламный призыв, который, по сути, очень удачный слоган, играет в этом явно не последнюю роль.
Ну и, наконец, любимая многими «Кавказская пленница». Помимо основной сюжетной линии (первая любовь забавного студента Шурика к «спортсменке, комсомолке и просто красавице» Нине) веселят и удивляют своей находчивостью знакомые герои. Примечательно то, что Леонид Гайдай тогда считал забавную троицу исчерпавшей себя и хотел ставить фильм без нее.
Но сегодня совершенно невозможно представить этот шедевр без Труса, Балбеса и Бывалого. Они как будто вне зависимости от того, как развиваются события, продолжают из прошлых фильмов строить свой «бизнес», прекрасно осознавая, какие широкие возможности заработать предоставляет им окружающий мир!
До того как они вступят на путь явного криминала (впрочем, в тех краях похищение невесты таковым испокон веков не считается), будет и частный танцевальный салон — танцпол, с обучением суперновому и сверхпопулярному танцу твист, и сеанс одновременной игры в домино для пенсионеров. Первое дело открывает Бывалый, а во втором случае небольшую плату за сеанс (все начинается с малого) берет с игроков Балбес.
Созданная Гайдаем троица, возможно, не обладает умом, но у нее есть хватка и способность угодить потребителю.
— Рекомендую. Классический сюжет «Русалка». По одноименной опере. Музыка Драгомыжского, слова Пушкина.
— Срамота!
—Одну минуточку! Имеется вполне нейтральный сюжет. Рекомендован к употреблению даже в детских учреждениях. Пожалуйста!
Умение отыскать нишу в планово-распределительной системе с ее дефицитом всего и вся — главный талант героев. В те нерыночные времена умудрялись они привлечь новых покупателей. Их товары пользовались спросом, а идеи были неисчерпаемы. Только и тогда они не ко времени пришлись со своими талантами бизнесменов. «Ценит» их в конце фильма лишь советский суд, пусть и «самый гуманный в мире».