Российские бизнесмены, задумываясь о развитии и целях своих компаний, переходят от интуитивных методов управления к регулярному менеджменту. В немалой степени этому способствуют рост экономики и повышение стабильности в стране, что увеличивает и горизонт будущего. Одним из эффективных методов создания, внедрения и контроля стратегии бизнеса может стать Система сбалансированных показателей (ССП) — Balanced Scorecard.
С одной стороны, концепция ССП достаточно проста: формирование стратегии развития компании и ее реализация через управление оперативно-тактическими результатами в разрезе ключевых аспектов деятельности.
С другой стороны, только 10% компаний, по данным журнала «Fortune», успешно реализуют собственную стратегию и достигают поставленных целей. Причина большинства неудач — не низкое качество самих стратегий, а многочисленные ошибки в их реализации. В первую очередь это несогласованность стратегических планов с ежедневной деятельностью сотрудников компаний.
Результаты исследования Harvard Business School среди 937 мировых компаний из перечня Global-1000 говорят о том, что 97% случаев проваленных стратегических планов и целей — их неправильная реализация. Персонал не знает или не связывает стратегические цели компании со своей деятельностью. Распределение ресурсов в планах и бюджетов не имеет связи с реализацией стратегических целей компании. Контроль деятельности охватывает далеко не все важные для бизнеса показатели. Мотивация сотрудников направлена на обеспечение текущих финансовых показателей, а не стратегических. Программы развития бизнеса не учитывают самого фактора реализации стратегии компании.
Да, сформулировать стратегию, сформировать стратегические карты, увязывающие цели компании с личными целями сотрудников (пример для одной энергетической компании см. на схеме), разработать методику оценки и расчета показателей, оказывается, несложно. Хотя это трудоемкая работа, требующая высокой квалификации и умения мыслить стратегически.
Успех или неуспех любой инициативы упирается в «человеческий фактор». И если еще как-то можно пытаться измерять результаты труда людей, то измерить и оценить «человеческий фактор» не представляется возможным.
Сбалансированная система показателей позволяет каждому сотруднику увидеть свое место в общем деле и может мотивировать его на достижение поставленных целей. Но для этого необходимы глубокие изменения, в первую очередь корпоративной культуры. Важны не технократические подходы к построению системы управления в целом, при которых экономические явления детерминированы, а эвристические, когда стратегические решения принимаются на основе гипотетических представлений, базирующихся на корпоративном опыте каждого сотрудника. В конечном итоге осуществление намеченного — это способ поведения людей на основе знаний, навыков и умений, на основе опыта.
ССП как система управления компанией позволяет планомерно реализовывать стратегические планы компании, переводя их на язык операционного управления и контролируя реализацию стратегии на основе ключевых показателей эффективности деятельности. А специалисты финансово-экономических служб и контроллеры выступают при этом навигаторами и штурманами.
ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ:
1) 93% персонала не связывают результаты своей работы со стратегическими целями компании;
2) 73% компаний связывают основной бюджет с обеспечением повседневной деятельности, а не c целями предприятия;
3) 15% показателей эффективности, используемых компаниями, связаны с необходимостью достижения стратегических целей;
4) 24% менеджеров мотивированы в своей деятельности на достижение стратегических целей компании;
5) 18% внутрикорпоративных программ развития направлены на выполнение стратегии развития компании.
ИСТОЧНИК: HARVARD BUSINESS SCHOOL