С вступлением в силу части IV Гражданского кодекса РФ изменились требования, предъявляемые к фирменным наименованиям, являющимся визитной карточкой каждого экономического субъекта. Что нового появилось в правилах образования и использования фирменных наименований, какие проблемы поджидают владельца собственного наименования и как обезопасить себя в случае предъявления претензий в использовании собственного, но в то же время чужого наименования, вы узнаете из данной статьи.
Требования к наименованию организации
С введением ч. IV ГК РФ изменилась трактовка понятия «фирменное наименование». Теперь законодатель рассматривает фирменное наименование, с одной стороны, как неотъемлемую часть юрлица (ч. 1 п. 4 ст. 54 ГК РФ), а с другой — отсылает к разделу ГК РФ об интеллектуальной собственности (разд. VII) — в отношении определения прав на него (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»; далее — Вводный закон).
Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование отражает в себе и связь с корпоративным правом, и принадлежность к результатам интеллектуальной деятельности. Оно по-прежнему остается «привилегией» только коммерческих организаций, определяется в их учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при госрегистрации (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).
На исключительную принадлежность фирменного наименования к коммерческим организациям неоднократно указывали суды (например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.03.2006 № 13421/05).
Кроме того, в последние несколько лет появились случаи, когда в сходных ситуациях суды также обязывали нарушителя внести изменения в свое фирменное наименование. Так, ФАС Волго-Вятского округа Постановлением от 14.06.2005 № А43-20728/2004-22-707 обязал ООО «Центр-ГАЗ» внести изменение в свое фирменное наименование в связи с его сходством до степени смешения с фирменным наименованием ОАО «ГАЗ» и принадлежащим ему товарным знаком «ГАЗ».
Составные части фирменного наименования
Фирменное наименование состоит из 2 частей: указание на организационно-правовую форму организации (ОАО, ЗАО, ООО и т.п.) и собственно наименование.
Проблема сочетания указанных элементов фирменного наименования неоднократно вызывала споры у правообладателей. Так, отказывая ЗАО «Энергис» в иске, ФАС Волго-Вятского округа пояснил, что толкование понятия «фирменное наименование» применительно к коммерческой организации как содержащее лишь произвольную (оригинальную) часть и не включающее обязательную (указание на организационно-правовую форму) является ошибочным (Постановление от 01.10.2001 № А28-2411/01-58/19).
Аналогичный вывод был сделан в сходной ситуации в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2001 № А43-7420/00-23-239.
Следует отметить, что в отношении второй части фирменного наименования — собственно оригинального наименования — предусмотрено обязательное требование о том, что оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). К примеру, ООО «Капитальное строительство» с 2008 г. вряд ли вы сможете зарегистрировать.
Организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке, без этого ее госрегистрация не сможет состояться.
При этом надо учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом только если они включены в ЕГРЮЛ. В противном случае какой-нибудь торговый «оппонент» сможет воспользоваться иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.
Кстати, транскрипциям законодатель уделил особое внимание. По правилам п. 3 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
Соответствующие изменения были внесены Вводным законом также и в федеральные законы от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Очевидно, теперь фирма не сможет называться «КОРПОРАЦИЯ РОС-BRI OIL» LTD. Чтобы это название стало соответствовать закону, оно должно выглядеть примерно так: ЗАО «КОРПОРАЦИЯ РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД». Хотя и в этом случае нет полной ясности, можно ли по смыслу п. 3 ст. 1473 ГК РФ в данном названии использовать слова «корпорация» и «ЛТД»? Так что любителям громких иноязычных названий придется быть осторожными.
Ограничения для наименований
Помимо перечисленных, для фирменных наименований в ч. IV ГК РФ имеется еще целый ряд ограничений (п. 4 ст. 1473 ГК РФ), в том числе в отношении полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, иностранных государств, а также производных от них слов.
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства РФ, если более 75% акций общества принадлежит Российской Федерации.
Но главной новеллой ч. IV ГК РФ остается порядок осуществления исключительного права на фирменное наименование. Оно ограничивается только двумя правомочиями: правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ) и правом пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).
Какое-либо распоряжение исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу.
Данную новеллу можно отнести к особенностям национального законодательства РФ об интеллектуальной собственности, так как международное право предполагает возможность отчуждения права на фирменное наименование (п. 1 ст. 9 Парижской конвенции).
Приводим наименование в соответствие…
Все организации, чьи наименования согласно ЕГРЮЛ не соответствуют ГК РФ, с этого года будут обязаны при первом же изменении учредительных документов поменять и свое название: привести его в соответствие с Законом. Это прямо предусмотрено в ст. 14 Вводного закона. Правда, конкретные сроки таких изменений Законом не устанавливаются.
Но для налоговиков предусмотрен определенный механизм воздействия: согласно п. 5 ст. 1473 ГК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском к такой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия.
Однако это возможно только в двух случаях.
Во-первых, при нарушении правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований (п.3 ст. 1473 ГК РФ). Во-вторых, при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ, без соответствующего разрешения.
Плагиату — бой!
Любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п. 4 ст. 1474 ГК РФ).
При этом он вправе потребовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков. Такое право возникает у него, только если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).
В п. 6 ст. 1253 ГК РФ содержится общая норма, согласно которой в случае если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате этого могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.
Так что судебная практика с нынешнего года, учитывая нормы п. 6 ст. 1252 ГК РФ, должна измениться.
Если с этих позиций проанализировать упомянутое ранее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 № А43-20728/2004-22-707, то при обозначенных условиях с 2008 г. суд уже не вправе требовать внесения изменений в учредительные документы организации. Однако он может запретить использование фирменного наименования в отношении определенных видов деятельности (в рассматриваемом деле таким видом деятельности выступала реализация грузовых и легковых автомобилей, а также запчастей к ним).
Думается, что при таком положении дел правонарушитель сам «догадается» внести коррективы в свое фирменное наименование.
Да и Роспатент не собирается оставаться в стороне. Так, на 11-й научно-практической конференции, проведенной Роспатентом и ФГУ ФИПС, в отношении фирменных наименований было высказано предложение, что ведомству следует наравне с проверкой промышленных образцов ввести и проверку в отношении фирменных наименований, «так как база есть, вопрос технический, это существенно сократит количество судебных решений. Надо ввести абсолютные основания для отказа в регистрации фирменных наименований, иначе все участники оборота будут ограничены в использовании общих символов».
Вносим изменения
Учитывая изложенное, можно лишь порекомендовать обладателям «сомнительных» наименований, не откладывая в долгий ящик, заняться приведением их в соответствие с ГК РФ. Тем более что процедура вполне привычная. Сначала вносятся изменения в уставные документы, которые оформляются протоколом общего собрания участников организации о смене фирменного наименования.
Затем в налоговый орган подается заявление с приложением всех необходимых документов в полном соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» и прочими нормативными документами.