В конце февраля — начале марта этого года ЦБР издал 2 документа, касающихся порядка выявления кредитными организациями сомнительных финансовых операций в рамках правового механизма по борьбе с отмыванием капиталов, полученных преступным путем.
Финансовые организации, включая банковские структуры, обязаны отслеживать сделки, имеющие признаки, перечисленные в ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон), и информировать уполномоченный орган (Федеральную службу по финансовому мониторингу, далее — Росфинмониторинг) о их совершении, если сумма таких сделок равна или превышает 600 тыс. руб. или эквивалентна указанной сумме.
Уточнена информация, подлежащая передаче в Росфинмониторинг
29 февраля 2008 г. ЦБР издал Информационное письмо № 13 «Обобщение практики применения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России», в котором разъяснил случаи обязательного информирования уполномоченного органа (Росфинмониторинга) о совершении клиентами банка некоторых сделок.
Так, ЦБР разъяснил, что платежи, совершаемые в рамках договора финансовой аренды (лизинга), не подлежат обязательному контролю в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 6 Закона, поскольку контролем охватываются действия по предоставлению или получению предмета договора финансовой аренды (лизинга). К этим действиям не относятся сами платежи, осуществляемые в рамках рассматриваемого вида договора. К такому выводу ЦБР пришел благодаря судебной практике (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.06.2007 № 13570/06).
В Письме разъяснен порядок определения дня окончания трехмесячного срока, указанного в подп. 3 п. 1 ст. 6 Закона. Напомним, что операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если по своему характеру она состоит в зачислении денежных средств на счет (вклад) или их списании со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев со дня его регистрации, либо в зачислении денежных средств на счет (вклад) или списании денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия. ЦБР отметил, что срок истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если последний день срока приходится на нерабочий день, день окончания срока не переносится на следующий за ним рабочий день, поскольку Закон не содержит такого указания.
Разъяснен порядок уведомления Росфинмониторинга о сделках скупки, купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий. ЦБР отметил, что банки обязаны уведомлять Росфинмониторинг, если заключенный договор, не содержащий прямого указания на сумму сделки, позволяет определить ее из условий договора.
ЦБР напомнил о подконтрольности сделок беспроцентного займа на сумму 600 тыс. руб. и более. Операции по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также по получению такого займа сопровождаются последующим уведомлением банком Росфинмониторинга. Причем это уведомление банк осуществляет единожды, если заимодавец и заемщик являются клиентами одной кредитной организации.
Схема «серого» импорта
Не менее интересным стало Письмо ЦБР от 13.03.2008 № 24-Т «О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций», в котором разъяснены признаки «серых» сделок, контроль за которыми ЦБР рекомендовал ужесточить. К сделкам «серого» импорта ЦБР отнес операции по переводу резидентами в пользу нерезидентов авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования. В большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, отмывание доходов, полученных преступным путем.
Указанные сделки попали в категорию сомнительных ввиду того, что после перечисления сумм авансовых платежей банковские счета закрывались без представления в банк подтверждающих документов (ГТД), свидетельствующих о ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в счет осуществленных авансовых платежей. Особо отмечены следующие территории, в которых зарегистрированы контрагенты: в Великобритании, на Кипре, в Новой Зеландии, а также в некоторых офшорных зонах: на Британских Виргинских островах, в Белизе. При этом указанные нерезиденты имели расчетные счета в банках Латвии, Кипра, Литвы, Эстонии.
Признаки схемы
ЦБР рекомендовал кредитным организациям в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона направлять в Росфинмониторинг сведения о сделках, которые имеют следующие признаки:
1 Плательщиками денежных средств в иностранной валюте и в рублях в пользу нерезидентов являются организации, начавшие проводить операции по истечении 3 месяцев после их государственной регистрации. Такие организации, как правило, имеют минимально возможный в соответствии с действующим законодательством уставный капитал.
2 Платежи в пользу нерезидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами осуществляются практически ежедневно, что не сочетается с общепринятой внешнеторговой практикой.
3 Операции по счетам резидентов-плательщиков связаны с поступлением денежных средств в рублях от значительного числа других резидентов и последующим переводом (с конверсией в иностранную валюту или без конверсии в иностранную валюту) их в полном объеме (либо их значительной части) в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов.
4 В договорах об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, заключенных между резидентами, указанными в п. 1, и нерезидентами, предусмотрены длительные сроки поставки товаров либо иные условия, не соответствующие общепринятой внешнеторговой практике.
При выявлении признаков систематичности подобных операций и (или) значительности объемов (относительно финансовых показателей кредитной организации) территориальным учреждениям ЦБР, осуществляющим проверки кредитных организаций, рекомендовано проводить встречи с их руководителями и владельцами. Эти встречи организуются в целях уточнения экономического содержания проводимых по поручению клиентов операций, обстоятельств их совершения, оценки рисков для кредитной организации и для банковской системы в связи с совершением таких операций, возможной разработки плана действий по прекращению указанных операций.
Таким образом, список возможных претензий правоохранительных органов, которым передается информация из Росфинмониторинга при выявлении признаков правонарушений и преступлений в рамках совершаемых налогоплательщиками сделок, увеличивается по мере выявления схем ухода от налогов. Дабы не провоцировать усиление внимания упомянутых государственных органов, субъектам экономической деятельности следует учитывать признаки «серых» схем при построении договорных взаимоотношений с контрагентами.