Итальянская забастовка по-русски

| статьи | печать

Протестное движение или забастовки на предприятии — вещь неприятная, но еще хуже, если работодатель не знает, как ее предотвратить и бороться с ней, если она уже возникла. Этой теме был посвящен «круглый стол» Комитета по человеческим ресурсам в Ассоциации менеджеров России.

 

Производственные возмущения не только неприятны, но и неизбежны. Одним из способов их выражения является итальянская забастовка. В классическом зарубежном понимании такой протест — это работа строго в рамках должностной инструкции. Все, что сверх того, работник выполнять отказывается. Причины забастовок известны — это недовольство. Но рабочему нужен повод для того, чтобы начать протестовать.

Одна из первых причин недовольства — зарплата. Что интересно: бастуют обычно не те, кто получает мало, а те, у кого оклады вполне достойные.

По мнению участников «круглого стола», в России протестовать сам бог велел — на наших предприятиях намного больше узких мест и технических упущений, чем в любой европейской стране или в Америке. А сопоставление людьми своих окладов с окладами рабочих аналогичных западных заводов рождает нешуточное недовольство. Считать чужие деньги мы научились, а вот работать по-западному нет. Бывает, что требования нелогичны и безосновательны.

Например, работодатели дочерних европейских предприятий сталкивались с требованиями увеличить в 3 раза зарплату с мотивацией: «Хотим жить как коллеги в западных странах — чем мы хуже?» Объяснить, чем россияне «хуже», просто: производительность труда не растет, а нарушения дисциплины продолжаются. Но, как ни странно, эти доводы не действуют. Уступки рабочим в таких условиях — тенденция очень опасная, и если позволить ей развиваться, то зарплаты раздуются, а КПД не увеличится. Работодатель перенесет предприятия в те страны, где они рентабельнее.

 

Национальный колорит

На любом российском заводе итальянскую забастовку организовать проще простого — степень изношенности оборудования такова, что согласно практически всем правилам промышленной безопасности работать на нем можно, лишь нарушая инструкции, считают участники дискуссии. Предприятия основаны в советский период, и с тех пор срок годности многого оборудования уже истек, да и нормы труда 20—30 лет назад были другими. И даже вне зависимости от инвестиций в новые производственные мощности ситуация оставляет желать лучшего.

Такая форма протеста страшна тем, что при обычной забастовке, организованной по закону, директорам приходит на помощь коллективный договор, несмотря на то что он крайне слабо защищает интересы работодателей, можно действовать в рамках правового поля. Строго оговоренные законом процедуры позволяют небольшому компетентному мобильному отряду хорошо обученных юристов, трудовиков и других специалистов начать переговоры с представителями работников.

В случае «работы по правилам» (см. стр. 8), к сожалению, закон молчит, как поступить работодателю, а ведь снижение производительности труда и потери прибыли для него неизбежны. Итальянской забастовке могут противостоять только специалисты на местах — начальники цехов, начальники подразделений. Но парадокс в том, что никто из них не готов работать с протестными настроениями — линейные руководители причисляют себя к тому же сообществу рабочих. И даже если у руководителей подразделений есть мотивация встать на сторону работодателя, то отсутствуют нужные знания и навыки: они не всегда могут объяснить позицию работодателя и разграничить действия в рамках работы по правилам и прямой саботаж.

Например, если на машине, которая должна выйти на маршрут, не горит индикатор скоростного движения — отказ от работы правомерен, но претензия к отсутствию коврика при выходе из помещения — это не основание для отсутствия на рабочем месте, а саботаж. Однако люди этим пользуются и убеждены, что закон будет на их стороне.

Кстати, один из способов уменьшения издержек при работе по правилам — переаттестация на знания правил техники безопасности во время итальянской забастовки. Проверка показывает, что многие рабочие зачастую не помнят основополагающих нормативов и к работе не могут быть допущены изначально. В этом случае часть зарплаты за период, когда они работают не в полную силу, можно вычесть.

 

Всегда готов

Предотвратить итальянскую забастовку сложно, но вот быть готовым к ней вполне возможно. Нужно хорошо знать все узкие места предприятия, которые грозят остановкой или недогрузкой производства. В этих секторах на руководящих местах должны быть сильные управленцы линейного менеджмента. Следует заметить, что это не всегда легко: производственные инженерные специальности в определенный период времени были плохо востребованы и качество персонала не всегда отвечает современным требованиям. Эти люди в первую очередь технари и в качестве менеджеров-управленцев не самые эффективные работники.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что наиболее действенный способ избежать протеста — сделать ставку на линейный менеджмент. Это не поможет избежать протеста в целом, поскольку он генерируется самим социумом, но позволит вписать его в линейную структуру предприятия. Работодатели исходят из неправильных посылок: они пытаются либо опереться на закон, либо подружиться с профсоюзом. Но закон не работает в случае итальянской забастовки, а дружба с профсоюзом может быть бесполезной, ведь истоки протеста в среде рабочих, а не профработников.

Если в цехе авторитетный мастер, протеста никогда не будет, поскольку недовольство часто имеет под собой личностные корни. Рабочего бесполезно наказывать — он не изменится, его можно только стимулировать. Вероятно, мастерам или начальникам цехов нужно дать, например, право распределять социальные блага. Если рабочий обращается в заводоуправление, значит, авторитет мастера упал и управляющего этого участка нужно менять, иначе в будущем не избежать проявления недовольства.

Вторая предупредительная мера в случае с итальянской забастовкой — это резерв обученных людей, имеющих сертификаты и лицензии для работы со сложными приборами в цехах потенциальных бунтовщиков. В случае отказа от работы руководство может быстро заменить бастующих специалистов.

Кроме того, нелишними будут пересмотр и систематизация инструкции по технике безопасности и инструктаж.

 

Профсоюзы встают на ноги

Но одно из главных условий успешного сопротивления итальянской забастовке — солидарные действия всех представителей работодателя. Это сложно, потому что проще сформировать одну антизабастовочную группу, чем выстроить серьезное, планомерное, системное противодействие.

Профсоюзы в этом отношении работают более успешно. Работодатели долго воспринимали профсоюзы несерьезно — профлидеры занимались раздачей путевок и распределением социальных благ. Когда все рычаги управления перешли в руки бизнеса, работодатели решили, что общественные организации потеряют свое реноме среди работников, и просчитались.

В это время профлидеры учились, читали методическую литературу и готовили своих юристов. Отношение работодателя к профсоюзам как к не совсем работоспособному инструменту еще существует на части крупных предприятий, а время думать о том, как усиливать позиции работодателя для защиты своих интересов, уже пришло.