Мы догоняем, и конкуренты не дремлют

| статьи | печать

Перемены в управлении экономикой происходят очень быстро. Децентрализованное производство, сетевые технологии, аутсорсинг, мобильность сотрудников — все это меняет даже понятие о том, что такое компания. И реальность сегодня такова, что мы только пытаемся догнать передовые мировые компании. Пока догоняем, они снова уходят вперед.

 

Обгон уместен

Стремительно устаревают учебники. Они утверждают, что правильный менеджмент — это выделение ключевых и неключевых направлений деятельности и соответственно концентрация усилий на ключевых ориентирах, а все остальное — аутсорсинг. Но в условиях быстро меняющегося рынка более выгодным становится разделение компании на ряд специализированных единиц, относительно свободных друг от друга, способных реагировать на изменения и взаимодействовать между собой в зависимости от ситуации. Такая гибкая и дифференцированная структура оказывается более стабильной и устойчивой к кризисам. Как говорится, держите яйца в разных корзинах.

765 руководителей крупных предприятий мира, представляющих 20 отраслей экономики, приняли участие в социологическом опросе, и 41% из них основным источником новых идей назвали собственных сотрудников. На 2-м месте — бизнес-партнеры, на 3-м — клиенты. И только 14% опрошенных указали на внутренние научные разработки. В компаниях XXI века сотрудники — уже не собственность корпорации, а скорее ее временные союзники.

Выходит, что инновации — это не классический набор НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), а определенная творческая техническая идея, которая возникает при взаимодействии различных информационных потоков, навыков и видения. Новшества — продукт креативного подхода и определение взаимосвязи между существующей реальностью бизнеса и новой информацией. И чтобы не отстать от глобальных процессов ускоренной «современизации» технологий управления производством и экономикой, надо не догонять передовые компании, а хотя бы на полшага опережать их в развитии.

 

Прибыль — не главный показатель

Следует усвоить как минимум 3 тезиса.

· Рост инноваций провоцирует еще большую потребность в них.

· Усиление конкуренции на рынке при применении инноваций ведет к снижению прибыльности товаров и услуг.

· Невостребованность высокого уровня корпоративной культуры и наличие не соответствующего вызовам времени корпоративного климата.

Важным моментом на рынке становится лояльность потребителя. Чем больше у него информации о доступных ему продуктах или услугах, тем чаще «изменяет» он поставщикам, чьей продукцией привык пользоваться.

К примеру, цена новой модели мобильного телефона снижается в среднем на 40% за год. А потребителям подавай дополнительные сервисы. Исследования показали, что 56% пользователей сотовых телефонов хотят иметь в нем видеокамеру, электронную почту, календарь, музыку и даже… фонарик. А каждый восьмой готов платить 10 долл. ежемесячно за телевизионные сервисы.

По-настоящему хороших идей, реальных и готовых для реализации, гораздо меньше, чем необходимых ресурсов для их применения. В противном случае инновационный процесс вообще не случился бы. Однако множество сырых идей не реализуется из-за внутренних и внешних факторов. Главной внешней помехой 32% опрошенных считают правительственные и правовые ограничения.

Исследование выявило также, что наиболее эффективный путь — это развитие инноваций через стратегическое партнерство. Компании, активно сотрудничающие с другими организациями, опережают конкурентов с точки зрения получения доходов. Причем те компании, которые быстрее других увеличивают свою операционную прибыль, уделяют таким инновациям вдвое больше внимания.

 

От конкуренции — к партнерству

Как ни парадоксально, но еще один вариант «обгона» видится в установлении глобального партнерства. И государства, равно как и бизнес-сообщество, просто обязаны стимулировать создание интернациональных инновационных центров и технопарков со специалистами разных профилей из разных стран, носителями различных культур и национальных ценностей, ориентированными на разные предметы деятельности. Конгломерат менталитетов способен обеспечить максимальное разнообразие мнений и идей, диспергированных по всему миру.

Один из таких международных центров привлечения инвестиций в инновации и венчурные биржи можно создать, в частности, отдельно для БРИК — стран с «догоняющей экономикой» (Бразилия, Россия, Индия, Китай).

Поддержка инноваций в мировом масштабе важна там, где это необходимо. Для этого и нужны соответствующие интернациональные инфраструктуры. Мы находимся на пороге взрывных изменений в мировом социуме. В такой перспективе отсталость может восприниматься как благо, как потенциал для быстрого роста экономики, не отягощенной ветхой и устаревшей общественной конструкцией и социальными обычаями.