Интернет в помощь бухгалтеру («Ваш партнер-консультант», № 09, 2008 г.)

| статьи | печать
Интернет в помощь бухгалтеру («Ваш партнер-консультант», № 09, 2008 г.)

Продолжаем рассказ об интернет-системе представления отчетности. На вопросы отвечает Антон САБИТОВ, генеральный директор ООО «Контур Санкт-Петербург» (Санкт-Петербургский филиал ЗАО «ПФ «СКБ Контур»).

 

Потребует ли инспектор при налоговой проверке бумажные варианты деклараций, если я отчитываюсь через Интернет?

 

— При камеральной проверке инспектору бумажные варианты деклараций не понадобятся. Все, что отправляется в инспекцию по Интернету, автоматически заносится в базу данных контролирующих органов. Даже если вы отчитываетесь на бумажных носителях, то проверка все равно идет по той информации, что есть в базе данных. Просто в этом случае она может быть осуществлена через некоторое время, которое понадобится инспектору для переноса данных в базу с бумажных носителей.

С выездными проверками все гораздо сложнее. Теоретически инспектор не должен ничего требовать. Вы отправляете данные по Интернету, у инспектора весь необходимый материал есть в наличии в его собственной базе, подтверждать факт передачи по Сети (показывать саму систему и сданные отчеты в электронном виде) вы не обязаны.

Правда, в основном инспектора интересуют не отчеты, а оправдательные документы по задекларированным суммам. В таком случае не стоит идти на конфликт, достаточно объяснить инспектору, что отчетность подается по Интернету и желаемые декларации можно распечатать прямо из системы в любой момент, а оригиналы он всегда сможет найти у себя в базе данных на рабочем месте.

 

У меня на обслуживании много компаний. Будет ли это учтено при покупке системы для сдачи отчетности через Интернет? Нужно ли заключать договор от имени каждой организации?

 

— Здесь надо разбираться, на каком основании и каким образом в бухгалтерии одной компании ведется учет сразу за несколько организаций. Часто функции подобных компаний ограничиваются лишь подготовкой отчетности, а визирует ее непосредственно руководитель организации, который делегировал сторонней компании исключительное право по ведению бухгалтерского учета.

Вот и представьте, что раз вы на бумажном носителе под декларацией каждой фирмы ставите печать этой организации, то и в электронном виде придется получать ЭЦП на каждую из них. Договор, правда, в таком случае может быть и один — если услуги оплачивает одна, назовем ее «головная», компания.

Бывают и иные ситуации. К примеру, согласно ст.29 НК РФ вы имеете право делегировать не только подготовку и ведение учета сторонней организации, но и подачу деклараций в инспекции. В таком случае ваш контрагент будет вашим уполномоченным представителем в ИФНС. Это дает ему право самостоятельно подписывать ваши декларации без вашего участия. Данные правоотношения регулируются договором между юридическими лицами либо нотариально заверенной доверенностью, если хотя бы одна из сторон является индивидуальным предпринимателем.

Однако указанные документы не потребуются, если право выступать уполномоченным представителем конкретного налогоплательщика прописано в Уставе организации, оказывающей подобные услуги (например, когда отчетность головной компанией подается за филиалы, обособленные подразделения, аффилированные структуры).

Эта норма распространяется и на так называемые бюджетные бухгалтерии, когда отчетность централизованно подается муниципалитетом за учреждения культуры, досуга, школьные и дошкольные образовательные центры, в которых нет своей бухгалтерии.

Обращаю ваше внимание, что в законодательстве, регулирующем взаимоотношения страхователя и Пенсионного фонда России, подобной нормы нет. Здесь в обязательном порядке потребуются отдельный договор от каждого юридического лица и индивидуального предпринимателя и наличие ЭЦП, выданных на руководителя и главного бухгалтера каждого из соответствующих подразделений.

Подстраиваясь под нормативную базу, операторы связи организовали техническую возможность отправки сведений в пенсионные фонды для всех своих клиентов из числа централизованных бухгалтерий.

Таким образом, в случае с ПФР мы имеем дело с принципиально иным, нежели в сфере налогового учета, законодательством, поэтому в организации передачи сведений по Интернету в территориальные управления ПФР применяется несколько другой механизм работы как на стороне страхователя, так и на стороне инспектора Пенсионного фонда. Данный порядок централизованно был утвержден совсем недавно, поэтому рекомендации по его применению вы можете получить только у представителей операторов связи.

 

Можно ли подавать декларации через портативные устройства, подключенные к Интернету: КПК, коммуникатор, мобильный телефон? Или же обязательно наличие стационарного персонального компьютера, подключенного к Интернету в офисе?

 

— В последнее время появилось огромное количество средств, с помощью которых можно выходить в Интернет. В таких случаях нужно смотреть не на поставщика услуг связи, а на операционную систему устройства, работающего с Сетью.

Так, если вы подключаетесь к Интернету с помощью мобильного телефона (стандарт GPRS) на своем стационарном компьютере, то функционал системы вам будет доступен полностью. То есть если Интернет, которым вы пользуетесь на обычном компьютере, доступен вам с помощью мобильных устройств, то никаких проблем не возникает.

А вот на самом мобильном телефоне, равно как и на КПК либо коммуникаторе, воспользоваться системой для отправки данных не получится. Причина в том, что системы криптографической защиты информации и сами программные комплексы по передаче отчетности работают не по принципу обычного доступа в Интернет, а используют некие служебные программы, которые встроены только в операционные системы семейства Windows, предназначенные для персональных компьютеров.

При этом версия операционной системы, как правило, не может быть «ниже» модификации Windows 2000. Обрадовать бухгалтера здесь пока нечем — технические особенности программных комплексов и операционных систем, встроенных в мобильные устройства для доступа к Сети, настолько несовместимы, что даже в ближайшем будущем отправить декларацию в инспекцию со своего мобильника или коммуникатора, каким бы совершенным он ни был, не удастся. Это же относится
и к обычным компьютерам, работающим с альтернативными от Windows операционными системами.

Таким образом, стационарного компьютера для отправки отчетности не требуется. Это может быть и ноутбук, и домашний компьютер, и любой из рабочих компьютеров. Главное, чтобы они были подключены к Интернету и на них была установлена программа шифрования информации. Ведь вся база налогоплательщика находится не на его персональном компьютере, а на сервере оператора связи.

 

В Законе указано, что для установки программы шифрования нужна лицензия. Могу ли я самостоятельно установить ее на свой компьютер или же мне обязательно нужно обращаться к специалисту и платить за его выезд деньги?

 

— Подобная норма в законодательстве имеется. Однако распространяется она исключительно на случаи установки средств криптографической защиты информации (СКЗИ) на коммерческой основе.

Таким образом, обязательное лицензирование со стороны ФСБ требуется для всех компаний, которые оказывают услуги по договору с налогоплательщиком. Если вы ставите программу защиты информации для собственных нужд и самостоятельно генерируете себе ключ ЭЦП, то сами должны определить уровень безопасности своего рабочего места. В таком случае лицензия вам не потребуется.

Между тем Инструкция по правилам использования и хранения ключевой информации действительна для всех пользователей ЭЦП. Ключи ЭЦП следует хранить в сейфе, обязательно надо иметь дубликаты на случай поломки основного носителя, не оставлять их для несанкционированного доступа третьим лицам.

Нужно отметить, что плата за установку программного комплекса крайне редко входит в ту стоимость, которую декларируют операторы в своих рекламных материалах. Иной раз она может быть сопоставима с годовым абонентским обслуживанием. Поэтому при покупке комплекса по сдаче отчетности обязательно нужно уточнить, кто проводит установку программного обеспечения на рабочем месте и входит ли эта услуга в стоимость.

Кстати, установить программу совершенно несложно. Процедура занимает около 10 минут, и основное время, что оплачивается бухгалтером за выезд специалиста, тратится на его обучение базовым принципам работы в системе по сдаче отчетности. Впрочем, и без специальных курсов овладеть техникой передачи данных в инспекцию по Интернету не составит труда. В случае затруднений следует обратиться к представителям оператора за консультационной поддержкой.