Высшее — значит инновационное

| статьи | печать

В последнее время власти заговорили о необходимости усиления роли общественных организаций в системе госаккредитации вузов России. Без их широкого участия необходимого эффекта в совершенствовании учебного процесса может не произойти.

Более того, современная государственная политика и общественное мнение должны быть едины в понимании необходимости быстрейшего развития и осовременивания всех ступеней образования в России.

 

В лихолетье 90-х гг. ХХ века отечественному высшему образованию был нанесен серьезный удар. Многие вузы, чтобы выжить, стали в массовом порядке выпускать юристов, экономистов, менеджеров, которые вдруг оказались востребованными в силу специфики складывающегося в стране рынка труда.

В России было 2 направления по экономической подготовке:

·         экономическая специальность без достаточной дифференциации внутри ее в связи с конкретными местами работы;

·         инженерно-экономическая специальность, готовившая инженеров-организаторов, из которых достаточно быстро вырастали руководители производственных подразделений.

Именно последнее направление позволило быстро перейти к подготовке менеджерских кадров на уровне современных требований к этой профессии.

Между тем диспропорции рынка труда и недостаточный научно-педагогический багаж высших учебных заведений не позволили удовлетворить потребности в экономистах по различным специализациям и управленцах для различных отраслей народного хозяйства.

Налицо кризисные явления современного российского высшего образования. У отечественной высшей школы нет средств для развития педагогической науки. Отсутствуют учреждения, способные квалифицированно осуществлять профессиональную переподготовку профессорско-преподавательского состава, нет сильной мотивации, которая обеспечила бы энергичную реализацию предполагаемых реформ.

Серьезные инновационные изменения претерпели образовательные стандарты. Ныне внедряющиеся стандарты третьего поколения вполне соответствуют европейскому уровню по заложенным в них требованиям к содержанию образования. На их базе могут быть разработаны учебные планы, реализация которых позволит готовить профессионалов высокого уровня адаптации к деятельности в условиях развивающихся и обучающихся организаций.

Существенно затруднить реализацию учебных планов в указанном направлении могут довольно ограниченные возможности агентств Минобрнауки России по выполнению возложенных на них ведомственных функций контроля. В отношении вузов они наиболее полно осуществляются в процессе их аттестации и последующей аккредитации.

В работе по аттестации обычно участвуют эксперты по различным разделам учебного плана и организации, отслеживающие соответствие учебных планов госстандартам. Также изучается материально-техническая база учебного заведения на предмет ее соответствия установленным стандартам. Предпринимаются действия по исследованию технологий обучения и некоторых аспектов качества.

Однако нужны совершенно иные формы контроля, которые бы включали в себя в качестве обязательного направления общественный аудит и консалтинг, а то и в полной мере — исследовательско-аналитическую комплексную деятельность, способную оценить перспективу стратегии развития вуза, возможные альтернативные стратегии.

Конечно, если бы была достаточно развита наука о высшей школе или существовали бы мощные консалтинговые центры, работающие на основе смешанного финансирования, то именно они смогли бы выполнить всю работу по подготовке вузов к инновационному типу. Но ничего подобного в России пока нет. Достигнуть этих целей можно лишь посредством частной инициативы, непосредственно исходящей от самой системы высшего образования.

Одним из проявлений такой инициативы стало учреждение Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), созданного по предложению В.Д. Шадрикова и Ю.Б. Рубина. Оно ориентировано на формирование инновационного высшего образования, обеспечивающего подготовку компетентных специалистов для развивающегося российского общества и народного хозяйства.

Концепция АККОРК основывается на следующих принципах:

1 АККОРК во главу своей деятельности ставит тесное сотрудничество в области аттестации и аккредитации с государственными структурами, выполняющими эту деятельность.

Таким образом, агентство своей деятельностью представляет интересы и общества, и государства. Достичь этого полностью только средствами государства невозможно. Общественное участие в первую очередь ориентировано на профессиональных специалистов.

Так, недавно была создана Общероссийская общественная организация «Академия содействия и развития управленческих наук и образования», отделения которой есть практически в каждом регионе России. Союз АККОРКа и Академии позволит привлечь лучшие кадры ученых высшей школы к совместной работе по совершенствованию образовательного процесса.

2 АККОРК работает в тесном сотрудничестве с различными вузовскими структурами. Основной предмет такого сотрудничества — научная и научно-методическая работа в целом и деятельность в области развития обучающих технологий в частности. Даже очень хороший учебный план и программы не будут выполнены, если не уделяется должного внимания инновациям в области технологической составляющей учебного процесса.

Нередко технологическое отставание является причиной слабой дидактической, а порой и в целом педагогической подготовки профессорско-преподавательского состава. В связи с этим в АККОРК накоплен обширный методический багаж, позволяющий в сотрудничестве с вузом выявить основные болевые точки и слабые места в обучающих технологиях, влияющих на выполнение учебных планов и программ.

В последующем АККОРК своими методическими средствами разрабатывает различного рода специальные программы, реализация которых может положительно повлиять на состояние научно-методической работы. Далее выявляются точки роста, которые имеются практически в каждом вузе. Они могут быть представлены отдельными программами, выполняемыми вузом и его подразделениями или даже преподавателями.

Далеко не всегда точки роста осознаются в качестве таковых коллективами вузов. В этом случае АККОРК и его специалисты находят необходимые аргументы в пользу превращения этих точек роста в действительно опорные для становления в вузе социально-психологической атмосферы, соответствующей инновационному подходу к его развитию.

В любом случае развивать нужно только то, что имеет основы для развития. В этом отношении сошлюсь на стремление вузов развивать магистерский уровень подготовки специалистов. Для этих программ нужны не только современные научно-техническая база и технологии обучения, но и слаженная педагогическая команда, которой чаще всего недостает в современных вузах.

К сожалению, далеко не каждый вуз осознает актуальность этой задачи и имеет собственные ресурсы для того, чтобы сделать эту работу. В этом случае АККОРК оказывает консультативную помощь по формированию педагогической команды и совместно с вузом обучает ее будущих членов необходимым для командной работы педагогическим технологиям.

Такая работа ориентирована в равной мере и на опытный, и на молодой профессорско-преподавательский состав в пределах одной или ряда кафедр.

Также АККОРК ведет кропотливую работу по поиску преподавательских коллективов, способных выйти на уровень мастерства соответствующей педагогической команде.

Использование их опыта, привлечение к методической и теоретической разработке конкретных педагогических достижений — важная особенность формулирования основ нового педагогического опыта и внедрения его в вузы. Причем агентство не только занимается собиранием педагогических достижений, но и передает их другим вузам.

3АККОРК не ограничивает свою работу в вузе какими-либо определенными сроками. Обычно она рассчитывается на несколько месяцев и проводится поэтапно, сменяя направление. Работа экспертов осуществляется в контакте и сотрудничестве с кафедрами и отдельными преподавателями. Такой стиль работы можно определить как аналитико-внедренческий.

При этом уже на этапе анализа предлагаются и пробуются различного рода педагогические и научные новшества, которые могут быть сформированы на базе используемой в вузе педагогической практики профессорско-преподавательского состава. Задача — не столько внедрить совершенно новое, сколько попробовать модернизировать уже применяющиеся методы осуществления учебно-воспитательного процесса.

В течение всего периода работы АККОРК с вузом сменяются группы экспертов, привлекаемые для изучения и оценки всех проблем высшего учебного заведения или какого-либо этапа работы. По его завершении обычно проводится дискуссия с руководством вуза, профессорско-преподавательским составом и группой экспертов. Ее цель — не только установление уровня подготовки студентов, но и самое главное — разработка предложений, их согласование по дальнейшей совместной работе с целью совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Сотрудничество вуза и АККОРК продолжается в течение всего периода экспертизы и на заключительной фазе завершается подготовкой документов 2 видов. В соответствии с первым видом производится оценка состояния подготовки специалистов всех уровней в вузе. Здесь применяются как закрепленные агентством методики и приемы, так и обязательные к применению для аттестации.

Одновременно готовится и другой документ, часто по времени не совпадающий с первым документом. По содержащейся в нем информации он может зависеть от предусмотренных между АККОРК и вузом договорных обязательств. Этот документ представляет собой свод рекомендаций по различным сторонам учебного процесса, а также может быть и развернутой программой совершенствования деятельности вуза в целом, реализация которой рассчитана на несколько лет. В таком случае сотрудничество АККОРК и вуза превращается в постоянное и обновляемое по целям и методам реализации.

Такой подход к аттестации и аккредитации вуза позволяет выявить перспективу придания каждому высшему учебному заведению статуса инновационного, обучающегося и развивающегося.

Конечно, во всем объеме осуществить все вышеназванные направления работы на практике пока невозможно. Но в саму структуру АККОРК, в ее миссию заложены огромные возможности, и дело в данном случае только во времени осуществления.