Положения Налогового кодекса РФ, предусматривающие возмещение НДС при совершении операций, облагаемых нулевой ставкой, известны не только экспортерам. Они «популярны» и среди любителей поживиться за счет бюджета путем создания видимости реализации товаров за границу. Решив покончить с этим злом, Правительство РФ Распоряжением от 07.03.2008 № 288-р одобрило Концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее — Концепция).
Попробуем разобраться.
Страшилки от неизвестного
Предваряет многостраничную Концепцию обоснование мер, которые намечает этот документ. Поясняется, что она разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров из России и контролю законности применения нулевой ставки НДС.
Проще говоря, речь идет об оперативном обмене информацией между таможенной и налоговой службами. Эти ведомства, являющиеся главными налоговыми «насосами», вместо того чтобы вариться в собственном соку, должны сплотиться в электронной борьбе против расхитителей казны.
Негатив, изображенный разработчиками Концепции скупыми, но решительными «мазками», не может не впечатлять. Судите сами.
Сообщается, что сейчас рост возмещения НДС более чем в 2 раза превышает рост объема экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета. Правда, не поясняется, о каком именно возмещении идет речь. Ведь данная налоговая процедура осуществляется не только в связи с экспортными операциями.
А вот и «скрупулезный» подсчет потерь бюджета, связанный с фиктивным экспортом: в настоящее время он составляет 10—30 млрд руб. в год.
Хочется поблагодарить того, кто определил эти ужасающие цифры. Но неизвестно кого. Хотя обычно в документах, не являющихся нормативными правовыми актами (а Концепция именно такой документ), принято указывать источник статистических сведений.
А если серьезно, то округленные данные, да еще с такой огромной «вилкой», всегда вызывают сомнения в их подлинности. Сразу возникает подозрение, что они взяты с потолка. Никто не собирается спорить о наличии ущерба от налоговых махинаций. Но если он не определен, то надо в этом честно признаться. Или уточнить, что приведенные цифры являются предположительными и не основаны на каких-либо расчетах.
Прогресс на страже НДС
Для достижения поставленных Концепцией задач, в частности, планируется:
· информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории России, осуществляемых ФТС РФ;
· обеспечение информационного взаимодействия соответствующих органов при осуществлении вышеуказанного контроля и контроля правомерности применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий;
· перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого при названных видах контроля.
Предусмотрено также использование имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме. Они будут применяться по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения. Намечено, что оперативное предоставление таможенными органами участникам ВЭД информации об осуществлении ими вывоза товаров будет производиться преимущественно в форме юридически значимых электронных документов.
Напомним, что ст. 165 НК РФ устанавливает, что для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по нулевой ставке НДС необходимо представить таможенную декларацию, а также копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров. Можно предположить, что именно эти документы с соответствующими отметками и будут переводиться на «виртуальную» основу.
Перспективы
Создание и ввод в эксплуатацию предусмотренной Концепцией системы контроля планируется осуществить до конца 2010 г. в 3 этапа. В ней утверждается, что реализация предусмотренных в этом документе мер не только поставит преграду мошенникам, но и приведет к сокращению потерь добросовестных участников ВЭД, связанных с несвоевременным получением возмещения НДС при экспорте товаров. По мнению неведомого «счетовода», сейчас такие потери составляют около 5 млрд руб. в год.
Однако, зная практику внедрения в нашем Отечестве чего-то нового, стоит ожидать дополнительных потерь у налогоплательщиков в переходный период, когда процедура представления «бумажных» документов еще сохранится, а налоговики по «продвинутым», но не отлаженным каналам уже будут наводить справки у таможенников.
Можно сомневаться и в резком уменьшении потерь бюджета, связанных с фиктивным экспортом.
Из контекста Концепции следует, что покушаться на казну недобросовестным налогоплательщикам помогают, в частности, недобросовестные таможенники, проштамповывая подсунутые документы. Но почему бы этим «оборотням» также не воспользоваться достижениями прогресса и не перейти к занесению в компьютерные базы данных несуществующих экспортных поставок?
Кстати, таможенные органы для своих целей уже давно наряду с бумажными используют и электронные архивы. Это следует из Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденного Приказом ФТС РФ от 18.12.2006 № 1327. Данный документ предусматривает, что проверка факта вывоза товара осуществляется с использованием информационных ресурсов, сформированных программными средствами, включенными в Фонд алгоритмов и программ ФТС РФ, предназначенными для такого учета.
Из названного Порядка также следует, что и в настоящее время налоговые органы имеют возможность запрашивать таможенников о фактах экспортных поставок.
Учитывая вышеизложенное, оптимизм разработчиков Концепции, заранее уверенных в победе над «силами зла», представляется сомнительным.
Отметим, что перевод документооборота и информационного взаимодействия органов государственной власти в электронную форму предусмотрен Федеральной целевой программой «Электронная Россия (2002—2010 годы)», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65. Данная Программа устанавливает и информационное взаимодействие на межведомственном уровне с использованием информационных и коммуникационных технологий, а также решает вопросы финансирования ее реализации.
Так зачем же понадобилось вычленять обсуждаемую проблему, если есть возможность решить ее в рамках уже утвержденной Программы, которая, кстати, предусматривает необходимость формирования ведомствами согласованных стандартов и протоколов информационного обмена?
Можно предположить, что появление Концепции — следствие стремления соответствующих ведомств добиться дополнительного финансирования из бюджета, о котором они так радеют. Не следует также забывать и о потенциальных поставщиках и подрядчиках, для которых крупный государственный заказ — «золотое дно».