Энергетическая стратегия России на период до 2020 года, принятая менее 5 лет назад, нуждается в кардинальном пересмотре — к такому выводу пришли чиновники, законодатели и эксперты. При разработке новой Стратегии, по мнению бизнеса, нужно четко определить механизмы реализации, чтобы ее не постигла судьба прошлого документа.
Пересмотр прежнего стратегического документа необходим, по мнению правительственных и независимых аналитиков, в силу ряда причин.
Во-первых, объемные и ценовые показатели, заложенные в Стратегии-2020, оказались ниже уровня фактических параметров.
Объем добычи газа, нефти и угля, предусмотренный в старой стратегии на 2010 г., был достигнут уже в 2006 г. При этом прогнозная мировая цена нефти равнялась 32 долл./баррель, в реальности же «Юралс» по итогам прошлого года в среднем стоил 69,3 долл./баррель, а на 2008 г., по оценке экспертов РСПП, его средняя цена составит 74 долл./баррель.
Во-вторых, не удалось добиться качественного сдвига в развитии ТЭК, который предусматривался Стратегией-2020.
Прежде всего не реализована ключевая задача, необходимая для обеспечения энергетической безопасности страны: инвестирование в ТЭК в объемах, адекватных прогнозируемому спросу на энергоресурсы в условиях высокого износа производственных фондов и ускорения роста экономики.
В итоге Минпромэнерго России приняло решение провести «комплекс работ по уточнению Энергетической стратегии с продлением ее на период до 2030 года», а проще говоря, разработать новый стратегический документ, рассчитанный уже на более длительную перспективу.
Дерево целей зависит от ситуации
В качестве основной цели Стратегии-2030 предлагается развитие и поддержание ТЭК в состоянии, позволяющем удовлетворить потребности экономики России в энергоресурсах и обеспечить выполнение обязательств страны по международным договорам.
Основную цель можно конкретизировать в ряд приоритетных задач, а именно в:
· обеспечение энергетической безопасности государства и экономически обоснованного внутреннего спроса на энергоресурсы;
· поддержание устойчивого развития экономики страны за счет экспорта топливно-энергетических ресурсов (ТЭР);
· перевод энергетики на инновационный путь развития с последующим снижением ее доли в структуре экономики.
Разработчики Стратегии-2030 стараются учесть негативный опыт реализации прошлого прогнозного документа, в первую очередь возможность значительного изменения цен, объемов добычи и других условий.
Для построения новой стратегии они предлагают использовать сценарно-ситуационную модель, основные отличия которой от прежнего варианта стратегического документа заключаются в следующем.
1 Главным рабочим принципом становится управляемое и последовательное уменьшение неопределенности процесса перспективного развития энергетического сектора.
2 Четко разделяются процессы государственного регулирования в энергетическом секторе и процессы рыночного поведения энергетических компаний.
3 Намечаемые меры, этапы, промежуточные и конечные результаты государственной энергетической политики представляются в виде «дорожной карты» осуществления ее важнейших мероприятий.
4 Уточнение итоговых приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии-2030 происходит в ходе итеративного диалога (в рамках систем: «экономика — энергетика», «российский ТЭК — глобальный энергетический рынок», «государство — энергетический бизнес», «федеральные — региональные органы власти»).
При таком подходе на первом этапе задаются определенные сценарные варианты развития экономики и формируется дерево целей ТЭК, направленное на достижение этих сценарных параметров.
Затем станет проводиться ежегодный мониторинг выполнения Стратегии-2030 путем анализа индикаторов выполнения целей. На основе результатов мониторинга будет делаться соответствующая корректировка сценарных вариантов и показателей дерева целей.
Чтобы сценарно-ситуационная модель стала реальностью, предстоит включить в план работы Правительства РФ по реализации программы социально-экономического развития России специальную «дорожную карту» по выполнению Стратегии-2030. Она должна предусматривать оценку результатов мониторинга и эффективности государственной энергетической политики. На ее основе будут приниматься конкретные меры по корректировке как самой Стратегии, так и текущих мероприятий.
Планы надо синхронизировать
Разработка такого документа, как Энергетическая стратегия-2030, безусловно, требует совместных усилий государства, бизнеса и экспертного сообщества. Одну из площадок для дискуссий между ними организовал недавно РСПП.
Представители бизнес-сообщества в первую очередь считают необходимым усовершенствовать механизмы практической реализации новой Стратегии с учетом печального опыта прошлого прогнозного документа.
ТЭК сейчас представляет собой многоукладный комплекс, состоящий из частных и государственных компаний, а также предприятий смешанных форм собственности. Сама Стратегия-2030, по мнению вице-президента холдинга СУЭК Анны Беловой, должна быть синхронизирована с долгосрочными стратегиями развития крупных корпораций в части объемов производства продукции и услуг, размеров инвестиций и других параметров. В противном случае этот важнейший документ может превратиться в пустую бумагу.
Все цели, связанные с качественными сдвигами в развитии ТЭК, должны подкрепляться конкретными мерами государственной налоговой, таможенной, инвестиционной, административной политики, направленной на создание условий, стимулирующих предпринимателей к их выполнению. Если ориентиры качественного развития отрасли невыгодны для бизнеса, то они просто не будут реализованы.
Пока же ситуация выглядит совершенно по-другому. Нефтеперерабатывающим предприятиям гораздо выгоднее производить бензин низкого качества, чем топливо высокой очистки.
А ведь в соответствии с Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» производство бензина класса 2 будет осуществляться до 31 декабря 2008 г., класса 3 — до 31 декабря 2009 г., класса 4 — до 31 декабря 2012 г.
Для перехода же на выпуск бензина более высокого качества нашим нефтеперерабатывающим предприятиям, по оценке начальника департамента инвестиционного анализа компании «ЛУКОЙЛ» Андрея Гайдамаки, необходимы инвестиции в размере 600 млрд руб.
Дифференциация НДПИ должна отражать конкретные условия разработки месторождений, иначе все целевые установки Стратегии, касающиеся использования эффективных методов добычи полезных ископаемых, так и останутся красивыми словами.
В целом очень важно, подчеркивают предприниматели, синхронизировать реализацию Стратегии-2030 с планами законодательной работы, поскольку без адекватной нормативно-правовой базы не будет шансов добиться задуманных результатов.
Наконец, уже сейчас очевиден вектор территориального развития ТЭК — движение в Восточную Сибирь и на Дальний Восток. Именно за счет разработки месторождений полезных ископаемых этих регионов будут увеличиваться производственные мощности нефтегазовых компаний.
Но тогда столь же однозначно в будущей Стратегии нужно прописать новые принципы формирования центров регионального развития, которые будут там создаваться. Они должны представлять собой многоотраслевые кластеры, включающие предприятия нефтепереработки и нефтехимии, причем такой подход надо закладывать именно сегодня, на стадии стратегического планирования.