Виртуальный компьютер под условным названием «государственное управление» работает сейчас в режиме «перезагрузка». За годы непрерывной работы в нем накопилось немало такого, что может привести к общему сбою. Надо подлечить и больные файлы, атакованные вирусами бюрократии и коррупции.
Первоначальная загрузка восьмилетней давности тоже была обнадеживающей. Файлы записывались, что называется, с чистого листа. Общество и бизнес воспрянули духом в ожидании обновления. Бизнес, к примеру, надеялся на принятие ясных и долгосрочных правил взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Добрые для него посылы были в начавшихся почти одновременно административной, пенсионной, налоговой, муниципальной реформах, а также в сфере жилищно-коммунального хозяйства и электроэнергетики. Но постепенно записи засорились. Провозглашенная «диктатура закона» раздула коррупцию до невиданных масштабов. Застопорилось большинство реформ. Причины пробуксовки озвучены ныне с самых высоких трибун: управление экономикой осуществлялось фрагментарно, в ручном режиме.
«Дефрагментаризация», можно считать, началась после выборов Госдумы V созыва и третьего Президента России. На очереди распределение министерских портфелей, после чего последует обновление стратегий, концепций, проектов и планов перспективного и краткосрочного развития страны. Озвучивая отдельные параметры этого блока, избранный глава государства заявил о намерении продолжить курс предшественника, то есть «переформатирования» не предвидится. Провозглашены уже тезисы о необходимости преодоления правового нигилизма у населения и снижения налогового и административного давления на бизнес.
В частности, вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт любого субъекта РФ должен быть не меньше половины.
Тем не менее обновление экономического блока вызывает тревогу. И вот почему. Новый глава государства еще до избрания утверждал, что приоритетный национальный проект (ПНП) «Развитие АПК» «переформатирован» в Государственную программу развития сельского хозяйства до 2012 г. и что нечто подобное ожидает 3 других нацпроекта — в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве (см. «ЭЖ» № 03, 2008 г.). Но затем оба президента — уходящий и пришедший — высказались за продолжение всех 4 ПНП. И тут же чиновники всех рангов дружно вспомнили о массовом малоэтажном жилищном строительстве, об отвечающей вызовам времени инфраструктуре для новых стройплощадок — водоподаче и водоотводе, газе и электричестве, дорогах и социальном жилье, действительно доступном для населения.
Многие эксперты уже сомневаются в том, что серьезные инновационные идеи начнут генерироваться в ближайшие 5 лет. На недавней Петербургской технической ярмарке были названы 5 факторов, тормозящих развитие инноваций:
— продолжающееся сокращение количества и качества научно-исследовательских разработок;
— недостаточное финансирование производств и высших школ, связанных с инновациями;
— дефицит квалифицированных кадров;
— отсутствие информационного поля об инновационных проектах, а также организационного, в том числе правового и финансового, механизма применения инновационных технологий.
С особым нетерпением ждет окончания «перезагрузки» бизнес. Крупному капиталу, среднему и малому предпринимательству одинаково важно знать, будут ли реализованы до конца основополагающие программы реформирования отечественной экономики, о верности которым заявил вновь избранный Президент.
ОРИЕНТИРЫ «ПЛАНА ПУТИНА» НА ПЕРИОД ДО 2020 Г.:
· повышение производительности труда минимум в 4 раза;
· создание макрорегионов — центров социально-экономического развития и точек роста — сети инновационных территориально-производственных комплексов;
· снижение налоговой нагрузки на бизнес и физических лиц;
· превращение России в один из мировых финансовых центров;
· строительство Вооруженных Сил РФ с учетом современных вызовов и угроз интересам страны;
· повышение доли людей со средним достатком до 60—70% от общей численности населения;
· сокращение смертности в 1,5 раза и повышение средней продолжительности жизни до 75 лет.
ЧЕТЫРЕ «И» ДМИТРИЯ МЕДВЕДЕВА
Институты, инфраструктура, инновации, инвестиции — и 7 задач для достижения цели:
· преодоление правового нигилизма посредством повышения качества законов и эффективности правоприменения;
· радикальное снижение административных барьеров;
· снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал;
· построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире. Превращение рубля в одну из региональных резервных валют;
· модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего;
· формирование основ национальной инновационной системы;
· реализация программы социального развития страны.