Спрос на услуги бизнес-образования постоянно растет. И если до сих пор предпочтение отдавалось в основном иностранным бизнес-школам, то сегодня у России наметилась перспектива стать в этой области «законодательницей моды».
Ведущие американские и британские бизнес-школы готовят специалистов и управленцев для работы в условиях развитых устоявшихся экономик. Практическая деятельность их выпускников на отечественных предприятиях имеет много специфических особенностей. Тем не менее учеба за границей во многом дает иной опыт. Но, как показывает опыт азиатских стран, центр тяжести бизнес-образования смещается в страны с развивающимися экономиками — Россию, Китай, Индию, ведь именно они будут играть ключевую роль на мировом рынке.
«В ближайшие 10—20 лет эти страны ждет взрыв спроса на профессиональных управленцев. Уже сейчас стремительно развивающиеся компании в этих странах столкнулись с кадровой проблемой. Масштабы явления огромны, нехватка специалистов начнет тормозить экономическое развитие этих стран» — таково мнение бельгийца Вилфрида Ванхонакера, вступившего недавно в должность декана Московской школы управления «Сколково», председателем школьного попечительского совета которой является избранный Президентом Дмитрий Медведев.
Новый декан видит свою задачу в том, чтобы сделать бизнес-образование в России одним из самых престижных и качественных в мире. Он считает, что пришла пора предлагать новые услуги, а ведущие бизнес-школы Запада сделать это просто не в состоянии. Гарвард, INSEAD, MIT, Лондонская школа бизнеса и другие будут вынуждены заимствовать идеи у бизнес-школ стран с развивающейся экономикой. На смену практикующемуся сейчас обмену преподавателями и студентами придут слияния и стратегические союзы бизнес-школ.
Престиж школы определяет ее положение на рынке бизнес-образования. По оценке французских профессоров экономики Томаса Дюрана и Стефани Дамерон, его мировой годовой объем составляет 10—12 млрд долл. Каждый год 4—5 млн студентов обучаются по 7600 разным программам MBA, занятия ведут около 200 тыс. преподавателей. В Китае, например, имеется 230 программ MBA,
а в России — 142.
Тем не менее российские бизнес-школы вполне могут занять значительную долю рынка, а бизнес-образование в стране может развиваться быстрее китайского. Этому способствует и заинтересованность Правительства в подготовке талантливых, хорошо образованных специалистов и управленцев для развития экономики страны.