Трудовая книжка работника —это своеобразное «досье карьеры», фиксирующее все изменения в его трудовой деятельности, чем и объясняется ее важное значение. Кроме того, отражая сведения о поощрениях, трудовая книжка дополнительно характеризует работника. Недавно Правительство РФ изменило правила ведения и хранения этого документа.
Правительство РФ Постановлением от 01.03.2008 № 132 (далее — Постановление; полный текст документа читайте в «ЭЖ Досье», стр. Д2) внесло изменение в Постановление от 16.04.2003 №225, которым были утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее — Правила). Необходимость таких изменений назрела давно, поскольку некоторые положения этого документа не соответствовали современному законодательству.
Прежде всего отметим, что Минздравсоцразвитию РФ поручается утвердить инструкцию по заполнению трудовых книжек.
В настоящее время действует Инструкция по заполнению трудовых книжек, утвержденная Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69, нормы которой основаны на положениях Правил. Поскольку они изменились, то должна измениться и указанная Инструкция. Из содержания Постановления следует, что Минздравсоцразвития РФ должно утвердить новый документ, а не вносить изменения в ныне действующий.
Из п. 3 Правил в прежней редакции следовало, что трудовые книжки должны вести только работодатели-организации. Работодателям — физическим лицам запрещалось производить записи в них, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые.
Данные положения противоречили ст. 309 ТК РФ, действующей в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ, которая устанавливает, что работодатель — физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами. А работодатель — физическое лицо, не являющийся предпринимателем, не имеет права производить записи в данных документах и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Документом, подтверждающим период работы у такого работодателя, является трудовой договор, заключенный в письменной форме.
Новая редакция п. 3 Правил устраняет данное противоречие, дублируя приведенные положения ст. 309 ТК РФ.
Пункт 7 Правил устанавливал, что работодатель обязан по письменному заявлению работника не позднее 3 дней со дня его подачи выдать ему копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из этого документа. Новая редакция уточняет, что в данном случае речь идет о рабочих днях.
Пункт 12 Правил предусматривал, что ознакомление работника со всеми записями в трудовой книжке должно подтверждаться его распиской. В данном случае слово «расписка» было применено некорректно, поскольку под ним Гражданский кодекс РФ именует, в частности, документ, удостоверяющий передачу заемщику денег. Видимо, поэтому слово «расписка» заменено словом «роспись».
l Из подп. «б» п. 24 Правил следовало, что в трудовую книжку вносятся сведения о награждении почетными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, производимом организациями. Слово «организациями» заменено словом «работодателями», что соответствует действующим положениям Трудового кодекса РФ.
Из подп. «в» п. 24 Правил, согласно которому в трудовую книжку вносятся сведения о других видах поощрения, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине, исключено слово «организации».
Таким образом, индивидуальный предприниматель также может награждать своих работников, предусматривая данную возможность в соответствующих документах, а записи о поощрениях — вносить в трудовую книжку.
В п. 28 Правил внесены изменения, предусматривающие возможность исправления ошибочной записи в трудовой книжке, которую сделал предприниматель. Введен абзац, согласно которому, если деятельность индивидуального предпринимателя прекращена в установленном порядке, исправление неправильной или неточной записи производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа.
Пункт 35 Правил, в частности, устанавливал, что при увольнении работника все записи, внесенные в его трудовую книжку, могли заверяться не только печатью организации, но и печатью кадровой службы. Из новой редакции данного пункта следует, что теперь такие записи должны заверяться только печатью работодателя. Это вполне логично, учитывая неопределенность «статуса» печати кадровиков и важность подтверждения достоверности указанных записей.
Ранее в п. 43 предусматривалось, что трудовые книжки и их дубликаты, не полученные работниками при увольнении либо в случае смерти работника его ближайшими родственниками, хранятся в течение 2 лет в кадровой службе организации, а по истечении указанного срока — в архиве данной организации, после чего подлежат уничтожению.
Новая редакция этого пункта предписывает в этих случаях работодателям хранить названные документы до востребования в соответствии с требованиями к их хранению, установленными законодательством РФ об архивном деле.
Решением Коллегии Росархива от 06.02.2002 были одобрены Основные правила работы архивов организаций. Данный нормативный акт предусматривает, в частности, следующее.
При наличии в деле невостребованных личных документов (удостоверений личности, трудовых книжек, военных билетов) эти документы вкладываются в конверт, который подшивается в дело. При наличии большого количества таких документов они изымаются из дел и на них составляется отдельная опись.
Допускается изъятие из архивных дел и выдача владельцам или их родственникам подлинных личных документов о гражданском состоянии, об образовании, трудовых книжек и других документов, не полученных в свое время их владельцем.
С разрешения руководителя организации такие документы выдаются заявителям по предъявлении паспорта, иного документа, удостоверяющего личность, их родственникам или доверенным лицам по нотариально заверенной доверенности. Подлинные личные документы могут быть высланы заявителю ценным письмом. При этом на место изъятого документа в дело вкладываются справка о выдаче, снятая с него копия или в учетных архивных документах делается отметка об изъятии, указываются номер, дата и название документа — основания для изъятия, а также расписка получателя (при личной передаче).
С учетом обсуждаемых изменений следует признать, что приведенные положения распространяются не только на организации, но и на индивидуальных предпринимателей.
В отношении сроков хранения невостребованных трудовых книжек необходимо отметить следующее.
Из Перечня типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденных Росархивом 06.10.2000, следует, что невостребованные подлинные личные документы (трудовые книжки, дипломы, аттестаты, удостоверения, свидетельства) должны храниться в архивах организаций не менее 50 лет. А в вышеупомянутых Основных правилах указано, что предельный срок хранения в организациях документов по личному составу составляет 75 лет.
Из ст. 3 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее — Закон) следует, что документы по личному составу — это архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем. Следовательно, трудовые книжки относятся к таким документам.
Таким образом, невостребованные трудовые книжки работодатель должен хранить не менее 50, но не свыше 75 лет.
Возникает вопрос: все ли они подлежат уничтожению, как это ранее предписывали Правила?
Статья 22 Закона устанавливает сроки временного хранения документов Архивного фонда РФ до их передачи на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Из данной статьи следует, что документы по личному составу, отнесенные к указанной категории документов, должны временно храниться в течение 75 лет. При этом к документам Архивного фонда РФ отнесены архивные документы, прошедшие экспертизу ценности, поставленные на государственный учет и подлежащие постоянному хранению (ст. 3 Закона).
Таким образом, невостребованные трудовые книжки, отнесенные к документам Архивного фонда, должны храниться у работодателя в течение 75 лет, по истечении которых они подлежат передаче на постоянное хранение в соответствующий государственный (муниципальный) архив. Основные правила также предусматривают, что досрочная передача документов может быть осуществлена при угрозе их утраты (уничтожения), а также по просьбе организации на договорной основе.
В заключение отметим, что до утверждения Минздравсоцразвития РФ новой инструкции по заполнению трудовых книжек должна применяться ныне действующая Инструкция, которую мы уже упоминали, в части, не противоречащей действующему законодательству и Правилам.
СПРАВКА
Минздравсоцразвития РФ в Письме от 30.08.2006 № 5140-17, в частности, разъяснило, что законодатель не утвердил переходных положений относительно порядка ведения трудовых книжек работников, уже работающих у предпринимателей на момент вступления в силу вышеуказанного Закона. Данное ведомство считает, что в трудовую книжку в этом случае следует внести запись о приеме со дня начала работы у данного индивидуального предпринимателя, поскольку это в интересах работника.