«Дармовщинка»

| статьи | печать

После публикации статьи «участник уходит «на покой» («БП» № 43 за 2007 г.), в которой были рассмотрены последствия добровольного прекращения участия в ООО, в редакцию поступили отклики на этот материал. Читатели просят обсудить вопросы, связанные с дарением и наследованием доли. Действительно, право на участие в ООО возникает не только в результате организационных усилий и материальных затрат. Стать «капиталистом» можно, получив долю в подарок или по наследству. возникающие при этом проблемы мы и обсудим.

 

«Правовой» подарок

Рассмотрим сначала юридические аспекты дарения доли в уставном капитале ООО.

Согласно ст. 572 ГК РФ по договору одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить его от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

Из анализа положений Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон) следует, что доля в уставном капитале ООО является именно имущественным правом (требованием) участника к третьему лицу — обществу.

Следовательно, доля может быть объектом дарения. В то же время участник ООО не всегда имеет возможность подарить свою долю другому лицу.

Пунктом 1 ст. 21 Закона установлено, что участник общества вправе продать или иным образом уступить долю в уставном капитале либо часть ее одному или нескольким участникам данного ООО. При этом согласие общества или других участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом ООО. А из п. 2 указанной статьи следует, что продажа или уступка иным образом участником общества своей доли (ее части) третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом ООО.

Таким образом, участник вправе подарить свою долю как другим участникам общества, так и третьим лицам, если совершению такой сделки не препятствуют положения устава или волеизъявления других участников ООО или самого общества.

На практике возникали вопросы: можно ли подарить долю несовершеннолетнему и может ли вообще такое лицо быть участником общества с ограниченной ответственностью?

Прежде всего обратим внимание на то, что Гражданский кодекс РФ и Закон не содержат положений, ограничивающих возраст участия в ООО.

Касаясь данного аспекта, также отметим, что дарение является двухсторонней сделкой, требующей согласия одаряемого на получение подарка.

Гражданский кодекс РФ подразделяет несовершеннолетних на малолетних (не достигших 14 лет) и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Могут ли эти лица самостоятельно принять в дар долю в уставном капитале общества?

Дееспособность малолетних и лиц в возрасте от 14 до 18 лет определена соответственно ст. 28 и 26 ГК РФ.

Статьей 28 ГК РФ установлено, что за малолетних сделки, за исключением указанных в п. 2 данной статьи, совершают от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Согласно указанному пункту малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать:

·         мелкие бытовые сделки;

·         сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

·         сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

Из ст. 574 ГК РФ, определяющей форму договора дарения, а также иного законодательства следует, что такой договор может быть заключен в простой письменной форме и не требует государственной регистрации. Не следует ли из этого, что малолетний может самостоятельно принять в подарок долю, если такую сделку считать сделкой, направленной на безвозмездное получение выгоды, не требующей нотариального удостоверения либо госрегистрации?

По нашему мнению, на поставленный вопрос надо ответить отрицательно. И прежде всего потому, что при дарении доли в уставном капитале ООО выгода вовсе не очевидна. Закон не гарантирует участнику получение им дивидендов. Кроме того, общество может быть ликвидировано в связи с его банкротством без получения его участниками какого-либо имущества. Трудно также предположить, что 6-летний ребенок способен понимать характер такой сделки.

Согласно ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей (родителей, усыновителей, попечителей), за исключением сделок, указанных в п. 2 данной статьи. При этом из указанного пункта не следует, что к таким сделкам можно отнести договор дарения доли в уставном капитале ООО.

Итак, долю несовершеннолетнему подарить можно. Если он не достиг 14 лет, то такую сделку от его имени совершает его законный представитель. При достижении несовершеннолетним указанного возраста договор дарения доли может быть заключен им самостоятельно с письменного согласия его законного представителя.

При дарении доли место участника-дарителя в обществе занимает одаряемый, а при дарении ее части у дарителя соответственно изменяется объем его прав и появляется новый участник, который получил в подарок часть доли. Такие изменения должны быть обществом оформлены документально.

Решения, принимаемые участниками ООО на общем собрании, представляют собой гражданско-правовые сделки. Поэтому если участником общества в результате дарения доли стал малолетний, то совершать от его имени такие сделки должен законный представитель данного участника. Если речь идет о несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, то с письменного согласия их законных представителей они могут сами участвовать в общих собраниях ООО и принимать решения.

А как быть, если участник ООО оформил договор дарения своей доли, не имея на это права в силу вышеприведенных положений ст. 21 Закона?

Статья 166 ГК РФ подразделяет недействительные сделки на оспоримые и ничтожные. При этом из ст. 168 ГК РФ следует, что сделка, не соответствующая требованиям Закона или иных правовых актов, ничтожна, если Закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Таким образом, сделку, совершенную участником ООО с нарушением Закона, можно признать ничтожной.

Согласно ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. А из ст. 166 ГК РФ следует, что требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом.

В данном случае такими заинтересованными лицами могут быть как само общество, так и любой участник ООО. Они вправе обратиться в суд с требованием признать недействительными все последствия сделки по дарению доли, совершенную участником общества, который не имел права на ее уступку.

 

Непонятный доход

Рассмотрим ситуацию, при который участник ООО — физическое лицо подарил свою долю другому физическому лицу.

Согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы, полученные в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если иное не предусмотрено данным пунктом. А следующий абзац п. 18.1 ст. 217 НК РФ устанавливает, что доходы, полученные в порядке дарения, освобождаются от налогообложения в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Таким образом, если в нашей ситуации физические лица не состоят в близком родстве, то согласно п. 18.1 ст. 217 НК РФ у одаряемого возникает доход, подлежащий обложению НДФЛ.

Из приведенного пункта следует, что облагаемый доход должен быть в денежной или натуральной форме.

Прежде всего отметим, что ни один из видов даров, перечисленных в п. 18.1 ст. 217 НК РФ, в том числе и доля в уставном капитале ООО, не может иметь денежную форму. Получить доход в денежной форме — это значит получить деньги.

Теперь рассмотрим вопрос о том, приобретает ли в данном случае одаряемый, получивший в подарок долю, доход в натуральной форме. Для этого проанализируем положения ст. 211 НК РФ, указывающей особенности определения налоговой базы при получении доходов в такой форме.

Данная статья, в частности, устанавливает, что при получении налогоплательщиком дохода от организаций и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества, налоговая база определяется как их стоимость, исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ. К таким доходам налогоплательщика ст. 211 НК РФ относит:

·         оплату (полностью или частично) за него организациями или предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика;

·         полученные им товары, выполненные в его интересах работы и оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой;

·         оплата труда в натуральной форме.

Как видим, для признания того, что доходы получены в натуральной форме, необходимо, чтобы они были получены от организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом налогоплательщик получает товары, работы, услуги или ему оплачивают их. Также доходом, полученным в натуральной форме, считается оплата приобретенных имущественных прав. В данном случае налогоплательщик не получает товары, работы, услуги, как не получает и оплату за них.

Доля в уставном капитале представляет собой имущественное право. Однако в нашей ситуации физическому лицу не оплачивает долю организация или предприниматель. Это имущественное право дарит налогоплательщику физическое лицо.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в данном случае одаряемый не получает дохода не только в денежной, но и в натуральной форме. Следовательно, у налогоплательщика есть основания утверждать, что в обсуждаемой ситуации у него не возникает объекта налогообложения.

Такую позицию можно усилить ссылкой на п. 7 ст. 3 НК РФ. Согласно данному пункту все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков.

 

СПРАВКА

Однако Минфин РФ придерживается, видимо, иного мнения, что следует из Письма данного ведомства от 06.04.2007 № 03-04-07-01/48. Отвечая на вопрос о порядке обложения НДФЛ доходов физических лиц, полученных в порядке дарения, оно не выделяет вопроса о возможности обложения доходов, полученных при получении дара в виде доли в ООО. В данном Письме разъясняется, в частности, следующее.

После цитирования п. 18.1 ст. 217 НК РФ указывается, что, поскольку доходы, полученные в порядке дарения (за исключением денежных средств) от организаций и индивидуальных предпринимателей, относятся к доходам, полученным в натуральной форме, в целях исчисления НДФЛ налоговая база по имуществу, полученному в порядке дарения, в соответствии с п. 1 ст. 211 НК РФ рассчитывается исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 данного Кодекса.

Далее разъясняется без какого-либо обоснования следующее. Если дарителем является физическое лицо, налоговая база рассчитывается налогоплательщиком исходя из существующих на дату дарения цен на такое же или аналогичное имущество и имущественные права.

 

Прежде всего отметим, что предлагаемый Минфином РФ метод определения налогоплательщиком налоговой базы при получении подарка от физического лица не основан на законодательстве. Данное разъяснение также не учитывает особенности дарения доли в уставном капитале ООО, при котором у одаряемого не возникает дохода ни в денежной, ни в натуральной форме.

Обратим также внимание на следующее.

Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в какой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с гл. 23 и 25 данного Кодекса.

Мы уже отмечали, что выгода при получении в подарок доли в уставном капитале ООО не очевидна, поскольку ее может и не быть. Реально выгода может проявить себя при получении участником дивидендов, действительной стоимости доли при выходе из общества, совершении им возмездной сделки по ее отчуждению или при получении имущества после ликвидации ООО. Возможность определения в целях гл. 23 НК РФ выгоды лица, получившего в подарок долю, сомнительна.

Сомнителен и предлагаемый Минфином РФ метод определения налоговой базы, изложенный в вышеуказанном Письме, применительно к обсуждаемой ситуации.

На основании разъяснений финансового ведомства, налогоплательщик, получивший в подарок долю в уставном капитале ООО, должен определить доход исходя из существующих на дату дарения цен на такие же или аналогичные доли.

Прежде всего непонятно, из каких официальных источников физическое лицо может получить такие сведения. Кроме того, каждое ООО по-своему уникально, как уникальны и потенциальные возможности лиц, связанные с их участием в обществе с ограниченной ответственностью. Поэтому дать в целях гл. 23 НК РФ определения понятиям «такая же доля» и «аналогичная доля» вряд ли возможно.

Поведем итог нашему анализу.

Если законодатель все же полагает, что физическое лицо при дарении ему другим физическим лицом получает доход, следует внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. У налогоплательщика не должно возникать сомнений в том, что в данном случае действительно возникает объект налогообложения. Кроме того, он должен знать, как реально может быть определена налоговая база.

Налогоплательщикам, для которых обсуждаемая проблема актуальна, можно посоветовать следующее.

Если физические лица, несмотря на имеющиеся сомнения, противоречия и неясности, все же не захотят спорить с инспекцией о том, возникает ли в данном случае объект обложения НДФЛ, они могут определить налоговую базу по своему усмотрению, попытавшись при возможности установить цены на «такие же» или «аналогичные» доли. В случае несогласия налогового органа с исчисленным размером налога он должен будет доказать свою правоту. При рассмотрении спора в суде налогоплательщик может использовать вышеизложенные аргументы.

 

Участник умер. Да здравствует участник!

В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. А ст. 1176 данного Кодекса, в частности, уточняет, что в состав наследства участника ООО входит его доля в уставном капитале общества.

Согласно п. 7 ст. 21 Закона уставом ООО может быть предусмотрено, что переход доли по наследству допускается только с согласия остальных участников общества.

Таким образом, получение по наследству доли не гарантирует наследнику участие в ООО.

Из п. 5 ст. 23 следует, что при отказе участников ООО передать унаследованную долю она переходит к обществу. При этом ООО обязано выплатить наследнику действительную стоимость доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню смерти участника-наследодателя, либо с согласия данного наследника выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.

Статья 21 Закона также устанавливает, что до принятия наследства права умершего участника общества осуществляются, а его обязанности исполняются лицом, указанным в завещании. При отсутствии такого лица эти функции выполняются управляющим, назначенным нотариусом.

Процедура получения согласия на участие наследника в ООО следующая. Оно считается полученным, если в течение 30 дней с момента обращения к участникам или в течение иного определенного уставом общества срока получено письменное согласие всех участников или не получено письменного отказа ни от одного из участников ООО.

Унаследовать долю и стать в связи с этим участником общества может и несовершеннолетний. От имени малолетних принимать наследство и вступать в правоотношения с ООО должны его законные представители. А несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют соответствующие юридически значимые действия с согласия указанных представителей.

 

«Безналоговое» наследство

Из п. 2 ранее действующего Закона от 12.12.91 № 2020-1 «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» следовало, что объектом налогообложения является, в частности, стоимость имущественных и земельных долей (паев). Налоговые органы считали, что данное положение позволяет облагать налогом и унаследованную долю участника ООО. На это указывалось в Письме Минфина РФ от 23.11.2007 № 03-05-06-03/88. С такой позицией вряд ли можно согласиться.

С 1 января 2006 г. вышеназванный Закон утратил силу.

Согласно п. 18 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде денежной и натуральной формах, полученных от физических лиц в порядке наследования, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов.

Как видим, в приведенном пункте не упомянуты доли в уставном капитале ООО. Следовательно, их наследование в любом случае не приводит к появлению объекта налогообложения.

При этом, по нашему мнению, не имеет значения то обстоятельство, стал ли наследник участником общества, или же ему было отказано в переходе к нему доли и он получил ее действительную стоимость или имущество такой же стоимости. Иной вывод не может следовать из содержания приведенного п. 18 ст. 217 НК РФ.

 

Не темни...

На практике возникают ситуации, при которых наследники умершего участника ООО в установленные сроки не объявляются, а общество не предпринимает никаких мер, связанных с открытием наследства. При этом участники задаются вопросом: не может ли в данном случае доля в уставе ООО покойного каким-либо образом перейти к обществу?

Оговоримся сразу: на такой вопрос можно ответить только отрицательно.

Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из них не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследства, либо никто из наследников не принял наследства, либо все они отказались от него и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.

Если таким имуществом является жилое помещение, оно переходит в порядке наследования в собственность муниципального образования или в собственность городов Москвы и Санкт-Петербурга в зависимости от места расположения. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ.

В п. 23 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Решением Правления Федеральной нотариальной палаты (протокол от 27—28.02.2007 № 02/07), указано, в частности, следующее.

Свидетельство о праве на наследство на выморочное имущество выдается только представителю федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать такое имущество в порядке наследования. Акции (доли, паи) в уставном (складочном) капитале коммерческих организаций уполномочено принимать Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Поэтому, чтобы не вносить в свою деятельность элементы неопределенности и нелигитимности, обществу после получения информации о смерти своего участника следует сообщить об этом нотариусу, который назначит управляющего долей.

По нашему мнению, при наследовании выморочных долей действуют общие правила, согласно которым при отказе в передаче доли наследнику выплачивается ее действительная стоимость или передается имущество на такую же сумму.