— Параллельно с государственной системой стандартизации сегодня развиваются корпоративные системы стандартизации. Многие организации видят цель корпоративной системы стандартизации в обеспечении конкурентоспособности и качества продукции, единстве измерений, рациональном использовании ресурсов, взаимозаменяемости машин и оборудования, их составных частей, технической и информационной совместимости, сопоставимости различных результатов и характеристик продукции, работы. Толковать и трактовать эти цели, предусмотренные законодательством, допускается в широком диапазоне.
Из практики разработки и применения стандартов организации к указанным целям можно добавить формализацию и распространение знаний и опыта работы в определенной сфере производства с применением той или иной системы управления и обеспечения, которые позволяют:
· зафиксировать текущий уровень организационно-технологического развития производства;
· разработать систему мер по совершенствованию производства;
· обеспечить исходными материалами систему внутреннего обучения.
Кроме того, стандарты помогают разграничить и распределить ответственность за результаты деятельности между различными подразделениями и службами, а также служат для анализа узких мест, технологии и совершенствования производства.
Между тем обоснованность разработки компанией собственных стандартов может быть доказана, если достигаются следующие ее преимущества в организации собственной деятельности:
· учет требований стандартов различных областей на одном производстве (например, фабрика бортового питания, производящая пайки для клиентов авиакомпаний, должна соответствовать международным стандартам в области организации услуг аэропортов, санитарно-гигиеническим требованиям, стандартам в области авиационной безопасности, системе менеджмента качества, российским национальным стандартам и сводам правил);
· мобильность в адаптации стандартов под изменяющиеся (чаще повышающиеся) требования рынка;
· покрытие дефицита или отсутствие соответствующих действующих стандартов, в том числе на инновационные продукты организации.
Стандартизация строится на формализованном подходе к описанию «предметики», что приводит к бюрократизации системы управления. Следовательно, работы в области стандартизации по своему объему и охвату должны быть сообразны целям и текущему уровню развития организации.
Эти работы защищают интересы компании в областях контроля качества, оценки продукции и уровня производства на соответствие требуемому уровню, способствуют распространению знаний и опыта между сотрудниками.
Однако они не исключают необходимости проведения руководством организации командообразующих и иных социальных программ и мероприятий, обеспечивающих эффективные внутренние коммуникации между сотрудниками, включая обмен опытом, профессиональные консультации, обучение на местах и т.п.
Они как элемент системы корпоративного права определяют нормы, которые не только являются характеристиками продукции, но и влияют на социально-трудовые отношения сотрудников, определяют их зоны ответственности, нормы трудовых показателей и необходимый уровень квалификации.