Мы привыкли к бюрократии. И даже ветер экономической свободы не развеял нашего почтения к «силе» документа. Речь не о государственных законах, а о внутренних нормативных актах организаций — корпоративных стандартах. Казалось, в условиях становления рынка и различного рода реформ можно обойтись без положений, инструкций и правил: все быстро меняется, только поспевай, тут не до оформления БУМАГ! Оказалось, без них не обойтись.
Считается, что у нас в стране процветает бюрократия. Но если посмотреть на бизнес так называемых развитых стран, то там в компаниях независимо от их размеров на каждый «чих» есть свой «будь здоров!». Как одеваться, как оформить командировку, как обслуживать клиента… Выходит, эта самая бюрократия там — благо. Она обеспечивает эффективность практически каждого действия, не надо размышлять, что и как, — действуй согласно инструкции!
Попытки тотально регламентировать всё и вся предпринимались неоднократно как за рубежом, так и у нас. Результаты известны. Ведь затраты на разработку внутренних стандартов всегда значительны, а эффекта от их внедрения можно и не получить.
Ради чего ломать копья, если, к примеру, производительность и другие экономические показатели застыли на месте, а коллектив утратил всякую инициативу?
Истина, как всегда, посередине. Найти меру бюрократии — задача для бизнеса непростая.
С одной стороны, деятельность по разработке внутренних стандартов предприятий практически, за редким исключением (трудовые отношения, техрегулирование и др.), не регламентирована законодательством. Закон предоставляет работодателю право принимать локальные нормативные акты, которым он может воспользоваться или нет. Во многом это зависит от стиля управления руководителя, его образовательного и культурного уровня, политики собственников…
С другой стороны, необходимо обеспечить одинаково высокое качество выпускаемой продукции, работ или оказываемых услуг. А для этого требуется выполнение одних и тех же операций, и получается, что без стандартов не обойтись. При этом по мере развития бизнеса, изменения технологии требуется их актуализация и согласованность между собой.
Так как же определить баланс между необходимостью и достаточностью наличия «внутренних регламентирующих документов»? Ответ поможет получить экономическая обоснованность их разработки и внедрения. Правда, не всегда в деньгах можно выразить предпринимательский дух, инициативность сотрудников, дружелюбную атмосферу в коллективе, прямо влияющие на результаты деятельности компании.
В любом случае задача руководителя — добиться той меры бюрократии, при которой будет обеспечена мобилизация сотрудников на плодотворную деятельность и не ограничена их активность в развитии компании.
РЕДАКЦИЯ «ЭЖ»