О том, что прошлый год отметился большим притоком иностранных инвестиций, знают все. Но данные Росстата, окончательно «подбившего» итоги 2007-го, позволяют оценить этот прилив детальнее.
Это действительно называется бумом: за год в нашу экономику поступило более 120,9 млрд долл., что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г. Такой напор позволил нарастить накопленный в России инокапитал сразу на 54,3% — до 220,6 млрд долл. Однако качество его так и осталось сомнительным в силу большого преобладания в инвестициях кредитов. Более того, структура накоплений относительно позапрошлого года стала хуже: доля прямых (самых ценных) инвестиций «похудела» на 0,8 пункта — до 46,7%, а доля прочих инвестиций (кредитов) «поправилась» на 1,1 пункта — до 50,2%.
Понятно, что эти малоприятные подвижки вызваны качеством иноинвестиций прошлогоднего притока. В нем доля прямых капиталов составила всего 23% (даже при росте
в 2 раза — до 27,8 млрд долл.), а прочих — 73,5% (в 2,3 раза — до 88,9 млрд долл.). Причем двукратное увеличение прямых вложений обеспечено прежде всего тройным ростом кредитов от зарубежных совладельцев компаний (около 11,7 млрд долл.), в то время как прирост взносов в капитал (14,8 млрд) был намного скромнее — на 68,7%. Отметим также, что реинвестирование после взлета
в 2006 г. в 3,4 раза снизилось нынче на 19,3%. Впрочем, вес его в прямых инвестициях невелик — 351 млн долл.
Справедливости ради стоит назвать положительную черту прочих вливаний: кредиты сроком до 180 дней и суммой невелики (3,4 млрд долл.), и выросли всего на 12,2%, а вот на больший срок одалживали нам куда как масштабнее (70,3 млрд) и охотнее (рост в 2,8 раза). Правда, отдавать, да с процентами, все равно придется. Кстати, по оценкам, за нынешний год нашим компаниям и банкам предстоит выплатить инокредиторам около 100 млрд долл. В условиях мирового кризиса ликвидности им придется тяжко. Остается пожелать, чтобы былой инвестиционный бум для всех прошел без летальных последствий.
Что касается портфельных инвестиций, то на общем бурлящем фоне подросли они умеренно (на 31,8% — до 4,2 млрд долл.), а с учетом семикратного роста в 2006 г. — так и вовсе незначительно. Впрочем, учитывая разразившийся во II полугодии 2007 г. мировой кризис ликвидности и особую пугливость этих вложений, с них и спроса нет.
Из всего прошлогоднего притока больше всего иноинвестиций досталось не обрабатывающим производствам (31,9 млрд долл.), как можно было предполагать, а с солидным отрывом — оптовой и розничной торговле, ремонту авто- и мототранспорта, бытовых изделий и предметов личного пользования (47,3 млрд), что тоже абсолютно логично, учитывая потребительский бум и высокие темпы роста торговли в 2007 г. Третье место закономерно заняла добыча полезных ископаемых (17,4 млрд). Но
в накопленных инокапиталах «обработка» сохраняет (пока?..) лидерство (30,2%), торговля
и иже с ней уверенно удерживают 2-е место (26,4%), серьезно опережая добычу (18,7%).
Стоит, конечно, обратить внимание и на заметный приток средств в операции с недвижимостью, аренду и услуги (8,4 млрд долл.), транспорт и связь (6,7 млрд) и в финансовую деятельность (4,45 млрд). Может несколько разочаровывать подпитка строительства (2,9 млрд долл.), однако, если сравнить прошлогодние иновливания в него с накопленными (3,6 млрд), оживление интереса к нашей «стройке» очевидно.
Интереснее, как разошлись средства не только по видам деятельности, но и по типам инвестиций. А из представленной таблицы нетрудно заметить, что по соотношению «приток в деятельность — прямые вложения» более-менее прилично выглядят производство пищевых продуктов, операции с недвижимостью, финансовая деятельность и, кстати, строительство. Если не брать в расчет те сектора экономики, куда иноинвестиции были совсем незначительны.
Особняком, конечно, стоит добыча полезных ископаемых, прежде всего топливно-энергетических, где из 15,86 млрд долл. иноинвестиций 13,67 млрд — прямые. Но об этой загадке мы уже писали (см. «ЭЖ» № 34 за 2007 г.). Загадочность, напомним, в том, что, во-первых, доступ к добыче нашего энергосырья иностранным компаниям изрядно перекрыт, а во-вторых, львиную долю в этих прямых вложениях (12,6 млрд долл.) составил «перевод» из Нидерландов еще в первой половине 2007 г. Так что призадумаешься, насколько эти инвестиции иностранные.
Хотя данный вопрос актуален вообще для инокапиталов, поступающих в Россию. Главные страны-инвесторы в нашу экономику прежние: Кипр, Нидерланды, Великобритания, Люксембург. Правда, в прошлом году первенство по объемам инвестиций взяли британцы (26,3 млрд долл.). Однако
в накопленных инвестициях сохраняется названное статус-кво (49,6, 39,1, 29,2 и 29,1 млрд долл. соответственно).
И вот что интересно: во вложениях первых двух стран в разы преобладают прямые инвестиции (35,4 млрд и 35,2 млрд), а у двух вторых, наоборот, кредиты (23,5 млрд и 28,2 млрд). Выходит, киприоты и голландцы не трусят основательно входить в нашу экономику. Газеты, что ли, другие читают?..