Ростехнадзор обобщил данные 2004—2006 годов и пришел к выводу, что ухудшение ситуации с использованием отходов стало тенденцией: все меньший их процент идет в переработку. Объем захоронений увеличивается. Это удручает: пройдет не так много времени, и мы обнаружим, что уже погребены под кучами отходов — города окружает не лесополоса, а свалки, свалки и еще раз свалки…
Выход есть
Попробуем разобраться, что можно сделать для того, чтобы хоть часть отходов «снять с плеч». Первый способ — это минимизировать их количество. Но предприятия продолжают работать, и, к сожалению, нет никакой возможности снизить их отвалы.
Даже Ростехнадзор идет предприятиям навстречу. По словам начальника отдела экологического нормирования и разрешительной деятельности Ростехнадзора Тамары Самухиной, разработаны новые методические рекомендации нормативов (упрощенная схема нормативов образования отходов для малого и среднего бизнеса), которые устанавливают новые сроки разрешительных документов на объемы выработки отходов. Теперь вместо 1 года, документ выдается на 5 лет, с обязательным представлением ежегодного технического отчета о неизменности технологического процесса. Тут не поспоришь: проводится модернизация оборудования и технологических процессов, вводятся новые линии, и объемы отходов могут увеличиться.
Второй способ — это использование, то есть переработка. Но и в этом случае есть подводные камни: помимо экономически не оправданной дороговизны доставки отходов к месту использования, из них можно получить слишком много никому не нужного продукта. Начальник отдела управления отходами АНО «Экотерра» Анастасия Горленко привела в пример производство фосфогипса в Московском регионе, которого за год можно произвести в 10 раз больше, но это дороже, чем добыть природным путем. К тому же и добываемые объемы добычи не создают дефицита этого материала на рынке.
Кроме того, технологии использования отходов в производстве в большинстве случаев требуют большей затраты энергетических ресурсов, чем для аналогичного использования природных ресурсов, что влечет за собой образование значительного количества промышленных отходов.
Остается последний способ — размещать отходы. Вот здесь-то и есть скрытый резерв. Дело в том, что сегодня отходы просто вывозятся на свалки. Свалки организуются в разных местах, как правило, это заброшенные и неиспользуемые земли, но со сносной экологией. Сваливая туда отходы, мы не только загрязняем новые территории, но и не пытаемся улучшить нарушенную экологию в других местах.
А ведь если отходы, которые имеют физическое сродство с природой, пустить на рекультивацию земель, это будет уже не захоронение, а использование. Тогда размещение отходов можно рассматривать не только как негативное антропогенное воздействие на окружающую среду, как это сейчас трактуется федеральным природоохранительным законодательством и законодательством в области обращения с отходами, но и как иные виды хозяйственной деятельности человека. Используя определение Федерального закона «Об отходах производства и потребления» понятия «использование отходов» (применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии), рекультивацию нарушенных земель с применением отходов можно отнести к категории «использование отходов».
В России огромное количество выработанных песчаных карьеров и пустынных неплодородных территорий. Отходы, прошедшие экологическую проверку, нужно распределять там, где от них будет польза. Но для этого необходимо научное обоснование экологической безопасности и инженерной целесообразности данных методов рекультивации.
Например, существует проблема с такими промышленными отходами, как буровые шламы от нефтедобычи, вокруг которых идут острые дискуссии по поводу экологической безопасности их размещения в окружающей среде. Наибольшая опасность в том, что они содержат значительное количество нефти, легкорастворимых солевых добавок и имеют неблагоприятные физические и физико-химические свойства. Именно последнее качество буровых шламов не позволяет развиться спонтанному почвообразованию и растительности на месте их отвалов.
Однако не загрязненные нефтью и вредными минеральными веществами буровые шламы, которые образуются при применении современных технологий бурения, можно использовать для восстановления нарушенных нефтедобычей природных территорий в качестве рекультиванта и среды для восстановления растительности.
Основные недостатки даже этих относительно чистых шламов в высокой дисперсности и набухаемости, отсутствии агрегированности и свободного воздуха, низкой водоотдаче и влагопроводимости, засолении и щелочной реакции. Но при смешивании с природными почвогрунтами облегченного гранулометрического состава негативные качества нормализуются.
Что говорят законодатели
Для того чтобы использовать отходы как рекультиванты нарушенных земель, нужны технические условия, при которых этот материал будет считаться безопасным для окружающей среды и здоровья человека и устойчивым к геофизическим воздействиям (увлажнение, эндогенные и экзогенные геологические процессы, водная и ветровая эрозия).
Сегодня есть 2 нормативных правовых акта, регулирующих безопасность окружающей среды и человека при захоронении отходов: «Критерии отнесения опасных отходов к классам опасности для окружающей природной среды» от 15.06.2001 № 511 и СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления». Многие предлагают их объединить, но, чтобы это сделать, нужно учитывать плату за размещение отходов (которая устанавливается в зависимости от опасности отходов для природы) и нормы СанПиНа (классифицирующие опасность для человека).
«При классификации вреда отходов для здоровья человека им всегда присваивается более опасный класс, поэтому логичнее оставить эти 2 показателя неизменными и применять в соответствующих обстоятельствах», — считает А. Горленко. Впрочем, какой бы класс опасности отхода для окружающей среды ни был установлен, он не будет отражать реального воздействия (за что, собственно, и взимается плата), так как условия среды всегда индивидуальны.
А вот технология использования отходов для рекультивации может быть предметом рассмотрения государственной экологической экспертизы, поскольку при этом будут представлены оценки воздействия конкретных отходов на конкретные природные условия. Они действительно отразят уровень негативного воздействия на окружающую среду.
Использование отходов, таким образом, позволит, с одной стороны, уменьшить их воздействие за счет технологической обработки, а с другой — не вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
К СВЕДЕНИЮ
Важнейшим элементом совершенствования законодательства в области обращения с отходами являются расширение и конкретизация основных понятий Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а именно:
· сбор отходов;
· транспортировка отходов;
· токсичность отходов.
Определение этих понятий позволит более четко различать виды деятельности, подлежащие лицензированию, и виды отходов, относящихся к категории «опасные».