Десятилетний юбилей отметил Союз предприятий машиностроения Свердловской области (СПМСО). На общем собрании были подведены итоги развития этой отрасли промышленности на Среднем Урале.
Истекшее десятилетие было непростым для машиностроителей. В области практически исчезло производство товаров народного потребления, которыми в свое время славились уральские машиностроители. Тяжелый кризис пережили станкостроители — Саранинский и Алапаевский заводы, которые только в 2007 г. начали восстанавливаться.
По мнению председателя Союза, министра по управлению госимуществом Свердловской области Алексея Молоткова, основной причиной текущего состояния были и остаются неэффективные собственники. Именно поэтому Союз поддержал инициативу губернатора Эдуарда Росселя по разработке законопроекта «О неэффективных собственниках».
Тем не менее, несмотря на все перипетии переходного периода, отсутствие поддержки со стороны государства, подавляющее большинство предприятий Союза сумело не только сохранить свой производственный потенциал, но и приумножить его.
Сегодня на 83 предприятиях Союза работают более 33 тыс. человек. Объем отгруженной продукции составил в прошлом году свыше 30 млрд руб., что на 36% выше 2006 г.
Среди членов Союза нет предприятий, находящихся в состоянии финансового оздоровления или банкротства. Однако показатели прибыльности в целом существенно снизились (см. диагр. 2).
По итогам 2007 г. средняя заработная плата на предприятиях Союза выросла на 30,5% и составила 15 630 руб. Задолженности по зарплате практически не было.
Союз заключил с профсоюзом соглашение о социальном партнерстве и выступил с инициативой о доведении средней зарплаты не менее 21/2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения. При подготовке проекта соглашения на 2007–2008 гг. профсоюзы предложили увеличить эту норму до 4-кратной величины. Но и 21/2-кратная норма не выполняется.
В целом в машиностроительную отрасль области вкладывается 1569 млн руб., из них доля предприятий Союза 1134 млн руб. Число предприятий, на которых темпы роста производительности труда опережали темп роста зарплаты, увеличилось более чем на 40%. Это стало возможным в основном за счет технического перевооружения, которое профинансировано за счет собственных и привлеченных средств. При этом в объеме собственных средств существенно возросла доля амортизации.
Однако финансовое положение предприятий характеризуется резкой диспропорцией между собственными и заемными средствами, составляющей чуть менее 3 : 1 (рекомендуемое — 2 : 1). Причины этого машиностроители видят в том, что финансовые структуры до сих пор предлагают машиностроителям весьма ограниченный спектр услуг, приемлемых для сложившегося в отрасли уровня рентабельности. В то же время сами предприятия чересчур настороженно относятся даже к распространенным формам инвестирования.
Ряд предприятий планирует в ближайшем будущем обзавестись собственными электрогенерирующими мощностями. К этому подталкивает ситуация с реформированием РАО «ЕЭС России». Непрозрачность стратегии затеянных энергетиками структурных преобразований, постоянно меняющиеся правила игры не позволяют машиностроителям осуществлять даже краткосрочное планирование производства и ценообразование.
В декабре 2007 г. добавилась еще одна проблема — газовая. А именно конфликт основного поставщика — «Уралсевергаза» с транспортировщиком — «ГАЗЭКСом». Теперь потребителям предлагают заключать 2 договора: на поставку и на транспортировку газа. Но с разделением ответственности за срыв газоснабжения ничего не понятно.
Машиностроители предложили правительству Свердловской области остудить пыл газовиков. Ведь и без того с 1 января 2008 г. увеличение цен на тарифы естественных монополий составило в среднем: на электроэнергию — 24%, на природный газ — 15, на черные металлы — до 25, на цветные металлы — от 15 до 20%. В таких условиях обеспечивать ценовую конкурентоспособность продукции практически невозможно.
Законодательным собранием 30.06.2006 был принят 43-й Закон «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области», который вступил в силу с 1 января 2007 г., но так и не заработал. И даже в феврале 2008 г. выделенные областным бюджетом 90 млн субсидий на модернизацию машиностроительного комплекса остаются под большим вопросом. Они могут быть направлены на погашение процентной ставки по уже взятым кредитам, причем только у отечественных банков и только под конкретные бизнес-проекты, которые еще будут рассматриваться в конкурсном порядке.
Работу Союза в 2008 г. решено проводить в рамках подготовки к вступлению России
в ВТО. И первым на повестку дня выйдет вопрос конкурентоспособности выпускаемой продукции. Прежде всего необходимо добиться снижения ресурсоемкости производимых изделий. В этом вопросе машиностроителям приходится полагаться только на самих себя.