14 сентября Госдума на пленарном заседании приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты РФ».
Поправки были внесены депутатами Госдумы Владиславом Резником, Людмилой Пирожниковой, Анатолием Аксаковым, Валерием Пановым, Константином Шипуновым и членом Совета Федерации Сергеем Васильевым.
Главная цель законопректа — совершенствование норм законов «О рынке ценных бумаг», «Об исполнительном производстве» и «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся доверительного управления ценными бумагами.
Итак, предлагается:
· определить правомочия учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление;
· уточнить перечень операций, которые вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами;
· регламентировать порядок объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.
Правительство РФ поддержало законопроект «в общих чертах», однако при условии качественной доработки.
Согласно законопроекту «управляющий осуществляет доверительное управление переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу (учредителю доверительного управления) ценными бумагами, денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги, денежными средствами и ценными бумагами, полученными в процессе доверительного управления ценными бумагами». По мнению Правительства РФ, отдельные положения проекта не согласуются с положениями Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). Так, учредитель доверительного управления фактически теряет все права на указанные объекты управления.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 5 в редакции законопроекта управляющий не только осуществляет права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, совершает сделки в отношении объектов управления, в том числе по распоряжению этими объектами, но и приобретает права и становится обязанным по таким сделкам.
Данная конструкция не совсем соответствует существенным признакам института доверительного управления, закрепленного в ГК РФ. Такой механизм не совсем точен с точки зрения особенностей управления ценными бумагами, закрепленный в ст. 1025 ГК РФ. Это обусловливает необходимость проработки вопроса о внесении изменений в ГК РФ, связанных с принятием законопроекта.
Также законопроектом предусмотрено, что порядок присвоения управляющим индивидуального кода каждому учредителю управления устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. И эта норма Правительству РФ представляется излишней.
Документом вводятся нормы, предусматривающие возможность объединения объектов управления, передаваемых двумя и более учредителями управления, на праве общей долевой собственности. Правительство считает, что данные положения нуждаются в доработке в части обеспечения единых условий управления имуществом, находящимся в общей долевой собственности, установления порядка определения долей в праве общей долевой собственности и порядка оценки ценных бумаг, находящихся в долевой собственности учредителей управления.
Кроме того, требуют уточнения положения п. 2 новой редакции ст. 461 Федерального закона «Об исполнительном производстве» для установления специфики предоставления информации о доле должника — учредителя управления в праве общей долевой собственности на объекты управления и ареста соответствующего имущества.
Чиновники предлагают уточнить перечень ограничений по совершению ряда сделок управляющим в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами, в том числе сделок с аффилированными лицами управляющего.