Права и обязанности работников по ТК РФ

| статьи | печать

Трудовой договор играет важную роль во взаимоотношениях между работодателем и работником. Вместе с тем не все детали трудовых отношений четко прописаны в договоре и зачастую требуют дополнительного толкования. На некоторые из наиболее распространенных вопросов, касающихся прав и должностных обязанностей работника, правильности заполнения трудовой книжки при совмещении должностей, компенсации за неиспользованный отпуск, ответила Эмилия ШАШКИНА, государственный советник I класса.

 

ВОПРОС — ОТВЕТ

 

Я работаю инспектором по кадрам на предприятии с численностью 105 человек и исполняю обязанности секретаря (печатаю, получаю и отправляю корреспонденцию, факсы, отвечаю на звонки). Директор решил возложить на меня еще и обязанности архивариуса. Однако моя нагрузка и так велика. Как можно воспротивиться возложению на меня дополнительных обязанностей?

О. Можайская, Архангельская обл.

 

Согласно положениям ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательным условием трудового договора должно быть соглашение о трудовой функции, которая включает в себя определение видов работ и объема обязанностей в пределах должности, поименованной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37. В случае если работы, для которых принимался работник, в Справочнике не предусмотрены, трудовая функция определяется по соглашению сторон.

В вашем случае вы числитесь инспектором по кадрам, но фактически выполняете обязанности секретаря. Тарифно-квалификационные характеристики данных должностей не являются тождественными.

В должностные обязанности инспектора по кадрам наряду с ведением учета личного состава, оформления приема, переводов, увольнения работников, учета, ведения и хранения трудовых книжек и других видов работ может входить подготовка документов по истечении установленных сроков текущего хранения к сдаче на хранение в архив.

Обязанности секретаря отличаются от перечисленных выше и определены в тарифно-квалификационной характеристике по должности секретарь. Должность архивариуса предусматривает иные обязанности, не совпадающие ни с обязанностями инспектора по кадрам, ни с обязанностями секретаря.

К ним относятся: принятие на хранение в архив соответственно оформленных подразделениями организации документов, работа с архивными документами организации, выдача справок и иной информации о сданных в архив документах, сдача документов на хранение в архив Российской Федерации и т.д.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ и имея в виду вышеизложенное, следует признать, что работодателем может быть поручена работнику дополнительная работа по другой профессии (должности), но лишь путем совмещения профессий (должностей) или увеличения объема работ, если дополнительная работа должна осуществляться по аналогичной профессии (должности) с оплатой по договоренности сторон и лишь с согласия работника.

При отсутствии такого согласия работодатель не вправе поручить работнику выполнение дополнительных обязанностей по другой или такой же профессии (должности).

Обращаем внимание, что заключение трудового договора по одной должности и фактическое выполнение обязанностей по другой является неправомерным и следовало бы привести их в соответствие, чтобы избежать различного рода конфликтов как с той, так и с другой стороны.

 

В должностную инструкцию в раздел «Должностные обязанности» внесены изменения и дополнения, которые свойственны должности и не требуют другой специальности и квалификации. Сотрудник, занимающий должность, отказался от их выполнения и в реестре ознакомления с изменениями написал свое особое мнение. Как должен поступить работодатель в отношении этого сотрудника?

Г. Кочетыгова

 

Если в трудовом договоре или должностной инструкции, являющейся приложением к трудовому договору и с которой ознакомлен работник, строго очерчены его обязанности, но они уменьшены по сравнению с обязанностями, предусмотренными тарифно-квалификационной характеристикой по этой должности, указанной в Едином тарифно-квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, а в данных документах (трудовом договоре и должностной инструкции) не содержится оговорка о том, что работник должен выполнять и иные обязанности, входящие в круг обязанностей по должности, предусмотренной в Справочнике, включение дополнительных обязанностей без его согласия даже в пределах одной должности может быть расценено как неправомерное действие со стороны работодателя.

Часть 2 ст. 57 ТК РФ предусматривает, что если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения или условия, то недостающие сведения вносятся непосредственно в его текст, а недостающие условия определяются отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме.

Полагаем, что при отсутствии вышеназванной оговорки в трудовом договоре и должностной инструкции работодатель должен согласовать с работником включение дополнительных по сравнению с этими документами обязанностей путем заключения дополнительного соглашения.

 

Прошу помочь правильно сделать запись в трудовой книжке. Иногда коммерческие организации имеют одинаковый юридический адрес, а если компаний несколько (назовем их «А», «В» и «С»), то главный бухгалтер, как в моем случае, работает одновременно везде, фактически находясь на одном рабочем месте. В трудовой книжке содержится запись об основной работе по организации «А», запись о работе по совместительству по организации «В». В организации «С» я работаю по совместительству без внесения записи в трудовой книжке.

С 1 января 2008 г. мне нужно оформить запись о переводе по основному месту работы по организации «С», в организациях «А» и «В» остаюсь работать по совместительству. Хотелось бы правильно оформить запись о работе по совместительству в организации «С» до указанной даты и о переводе на основную работу после 1 января 2008 г.

М. Корнева, Тверь

 

В приведенной ситуации работница принята на основную работу в организацию «А», а по совместительству работает еще в двух организациях — «В» и «С». Причем запись в трудовой книжке о работе в организации «В» произведена, а в организации «С» — нет. Это в соответствии с нормами ТК РФ вполне допустимо. В организации «А» работница желает работать по совместительству, а в организации «С» — по основной работе.

В данном случае предлагается произвести переоформление трудовых отношений в следующем порядке: в организации «А» прекратить трудовые отношения и уволиться либо по собственному желанию, либо по соглашению сторон с внесением соответствующей записи в трудовую книжку и заключить новый трудовой договор с работодателем (организация «А»), но по совместительству. Запись о работе по совместительству в этой организации может быть внесена в трудовую книжку по заявлению работницы, однако уже по месту основной работы, то есть в организации «С», после ее оформления туда на основную работу.

С организацией «В» трудовые отношения продолжаются, а поэтому ничего дополнительно оформлять не следует.

В организации «С» следует прекратить трудовой договор по совместительству (по основаниям: либо собственному желанию, либо по соглашению сторон, либо по ст. 288 ТК РФ с соблюдением требований, предусмотренных названной статьей), желательно с предварительной записью о работе по совместительству в этой организации, предложив работнице с этой целью написать об этом заявление по месту основной работы (в организации «А») для внесения записи в трудовую книжку. Ведь увольнение работницы по совместительству из организации «С» без предварительной записи в трудовой книжке о работе в ней будет не совсем понятно.

После соблюдения указанных процедур следует принять сотрудницу на постоянную работу в организацию «С», заключив с ней новый трудовой договор по основной работе.

 

В соответствии со ст. 112 ТК РФ право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении 6 месяцев его непрерывной работы. В соответствии со ст. 127 ТК РФ при увольнении ему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

А как быть, если:

1) работник проработал в организации 3 месяца и подал заявление об увольнении по собственному желанию;

2) работник проработал в организации 3 месяца и уволен за прогул в соответствии с подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ?

Положена ли ему компенсация за отпуск в том и другом случае, если право на отпуск еще не наступило?

Т. Федорова

 

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Законодатель не делает в данном случае исключений ни по срокам давности, ни по основаниям увольнения.

Если работник проработал в организации менее 6 месяцев, которые дают ему право на ежегодный отпуск в натуре в полном размере или его компенсацию при увольнении, ему должна быть выплачена денежная компенсация пропорционально продолжительности отпуска.

При отпуске продолжительностью 28 календарных дней и увольнении через 3 месяца работник имеет право на денежную компенсацию дней отпуска, приходящихся на эти 3 месяца, в размере среднего заработка из расчета: 2,33 дня (28 : 12 = 2,33) за каждый месяц работы (в приведенном случае — 2,33 дня х на 3).

Этот принцип, приведенный в Правилах об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30.04.30, продолжает действовать и в настоящее время. В Правилах также указано, что при таком подсчете излишки, составляющие менее половины месяца, исключаются из подсчета, а излишки, составляющие более половины месяца, округляются до полного месяца.