Государственных и муниципальных служащих Трудовой кодекс РФ ставит в особое положение по сравнению с прочими работниками. Действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, на них распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными и региональными нормативными правовыми актами.
Обнародованное недавно Постановление Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 закрепляет различия в статусе федеральных чиновников и работников, не имеющих отношения к госслужбе.
Одной из особенностей статуса чиновников согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (далее — Закон № 79-ФЗ) является правило о сохранении за ними денежного содержания на период ежегодного отпуска. За прочими гражданами на время ежегодного отпуска сохраняется средний заработок (ст. 114 ТК РФ).
Однако до сих пор на федеральном уровне действовало только Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213. А специальная методика расчета денежного содержания федеральных служащих для оплаты отпусков и других периодов, когда за чиновником сохраняется денежное содержание, отсутствовала.
Теперь, чтобы исправить этот недосмотр и выполнить поручение главы государства (подп. б п. 13 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763), Кабинет министров Постановлением от 06.09.2007 № 562 утвердил Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее — Правила от 06.09.2007).
Эти Правила распространяются на всех федеральных чиновников, за исключением тех, оплата труда которых «производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности».
Исчисление отпускных
Правила от 06.09.2007 указывают, что размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Под денежным содержанием понимаются оклады «за должность», «за классный чин», а также другие выплаты, перечисленные в п. 2 Правил от 06.09.2007 (см. плашку).
Напомним, что «рядовым гражданам» средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4.
Получается, что в отличие от прочих работников, у которых отпускные зависят от начисленных им сумм (то есть в конечном итоге от фактически отработанного времени), федеральные служащие должны получать отпускные исходя из тех сумм, которые установлены штатным расписанием соответствующего органа власти. То есть эти выплаты не зависят от начисленных сумм (за исключением премии и матпомощи) и от времени, отработанного чиновником.
Еще одно положение, ставящее федеральных госслужащих в более выгодное положение по сравнению с прочими работниками, содержится в п. 6 Правил от 06.09.2007.
При расчете отпускных для граждан, не имеющих отношения к госслужбе, выплаченные им суммы материальной помощи не учитываются. А при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в отпуск.
Кстати, матпомощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда, стала включаться в денежное содержание служащих относительно недавно — с 01.02.2005 (с момента вступления в силу Закона № 79-ФЗ). Раньше в этом плане чиновники находились в равных условиях с прочими работниками (Определение Верховного Суда РФ № 59-Г03-2 от 11.03.2003).
Оплата переподготовки и командировок
Кроме отпускных в порядке, установленном Правилами, будет исчисляться денежное содержание чиновников на периоды:
· временной нетрудоспособности и прохождения медицинского обследования;
· профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки;
· нахождения в служебной командировке;
· отстранения от замещаемой должности при урегулировании конфликта интересов (то есть в ситуации, когда чиновник отстранен от должности в связи с возникшими противоречиями между его личной заинтересованностью и служебными интересами);
· проведения служебной проверки (в тех случаях, когда чиновник подозревается в совершении дисциплинарного проступка);
· безвестного отсутствия (до момента признания чиновника безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда).
Причем в отличие от расчета отпускных для начисления оплаты за периоды профессиональной подготовки, командировки, отстранения от должности, служебной проверки не будут учитываться суммы полученных госслужащим премий, матпомощи и единовременных выплат при предоставлении ежегодного отпуска.
Компенсация при увольнении
Также в соответствии с Правилами будет рассчитываться размер выплат, которые положены госслужащим при увольнении по следующим основаниям:
1) в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры, а также в связи с сокращением штата;
2) в случае нарушения обязательных правил заключения служебного контракта (если такое нарушение было допущено не по вине чиновника).
В перечисленных случаях чиновнику выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания соответственно за 4 месяца и за 1 месяц.
Указанное месячное денежное содержание исчисляется исходя из:
· размера оклада денежного содержания гражданского служащего;
· размера дополнительных выплат, предусмотренных пунктами а—г (см. плашку);
l1/12 размера дополнительных выплат, предусмотренных пунктами д—ж (см. плашку), фактически начисленных в течение 12 календарных месяцев, предшествующих увольнению.
ДЕНЕЖНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОССЛУЖАЩЕГО
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой им должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего.
В денежное содержание также включаются дополнительные выплаты:
а) ежемесячная надбавка за выслугу лет;
б) ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
По отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона № 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором не учитываются только премии и ежемесячное денежное поощрение.
Для всех перечисленных составляющих денежного содержания применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, а также процентные надбавки к зарплате.