По итогам налогового периода исчисляется НДС с учетом налоговых вычетов, включая вычеты по налоговой ставке 0% (необходимые документы для подтверждения правомерности применения ставки 0% собраны полностью и приложены к декларации).
1. Исчислена сумма НДС к уплате, и сумма налога уплачивается в установленные сроки.
Права ли организация, что заплатила налог с учетом всех вычетов (в том числе и по ставке 0%). Будет ли в данном случае обязательная камеральная проверка? Если да, то согласно каким нормативным актам? Статья 176 НК РФ предусматривает камеральную проверку только при предъявлении налога к возмещению (зачету, возврату).
2. Исчислена сумма НДС к возмещению.
Имеет ли право организация учитывать вычеты по ставке 0% сразу же, до камеральной проверки и принятия решения о правомерности применения ставки 0%? Какие официальные документы описывают данную ситуацию?
С 01.01.2007 существенно изменился порядок возмещения НДС. Организация, осуществляющая в течение налогового периода операции, облагаемые НДС как по ставке 0%, так и по иным ставкам (кроме операций, связанных с импортом продукции из Республики Беларусь), формирует единую налоговую декларацию. Соответственно при этом сведения о вычетах и сумме НДС к уплате указываются в отношении всех операций, облагаемых по различным налоговым ставкам, включая ставку 0%.
Рассмотрим сначала ситуацию, когда по налоговой декларации сумма налога предъявляется к вычету (возмещению) из бюджета, то есть сумма налоговых вычетов превышает общую сумму исчисленного налога. В этом случае проблемы, потенциально возникающие у налогоплательщика, основаны на особом порядке представления налоговой отчетности и ее контроля налоговыми органами.
Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 НК РФ. Согласно п. 1—3 ст. 176 НК РФ по декларациям, в которых сумма налоговых вычетов превышает сумму исчисленного к уплате НДС, с 01.01.2007 возмещение налога производится только после проведения камеральной налоговой проверки. Проверка проводится в общем порядке — в течение 3 месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (ст. 88 НК РФ).
Далее возможны два сценария развития событий.
1. Позитивный для налогоплательщика. Если камеральная проверка не выявила нарушений налогового законодательства, то НДС должен быть возмещен в течение 7 дней после ее завершения.
2. Негативный для налогоплательщика. Если будут выявлены нарушения, то по результатам камеральной проверки составляется акт. После рассмотрения возражений налогоплательщика (которые представляются в установленные сроки) выносится решение налогового органа либо о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо — при наличии обстоятельств, исключающих ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, или при наличии переплаты по налогу на лицевом счете организации — об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 100, 101 НК РФ).
Одновременно налоговым органом выносится решение относительно суммы НДС, заявленной к возмещению. При этом может последовать возмещение (полностью или частично) суммы налога или отказ в его возмещении.
Очевидно, что мероприятия налогового контроля и все сопутствующие им события в совокупности весьма продолжительны. Следовательно, между датой представления отчетности и датой подтверждения (неподтверждения) права налогоплательщика на вычет, заявленный в налоговой декларации, пройдет определенное время. В течение этого периода право налогоплательщика на фактически примененный им вычет НДС остается неподтвержденным.
Для таких ситуаций НК РФ содержит специальную норму. Согласно п. 5 ст. 176 НК РФ, в случае когда возмещение НДС осуществляется по решению налогового органа и налоговый орган принял решение о частичном или полном возмещении суммы налога, на сумму имеющейся недоимки по налогу, образовавшейся в период между датой подачи декларации и датой возмещения, пени не начисляются.
Поэтому если в результате проверки налоговые органы подтвердят правомерность заявленного вычета, то пени за период «неопределенности» налогоплательщик платить не будет. Естественно, штрафные санкции за наличие недоимки (пусть даже временное) налоговые органы предъявлять также не имеют права, поскольку данное обстоятельство возникает как следствие особого порядка предоставления вычета, установленного законодателем. Хотя на практике известны случаи, когда налоговые органы предъявляли штрафные санкции «досрочно», до момента вынесения окончательного решения по вычетам. Данные санкции при решении в пользу налогоплательщика, безусловно, являются неправомерными.
Более неприятной является ситуация, когда по итогам камеральной проверки налоговые органы полностью или частично откажут налогоплательщику в возмещении суммы НДС. Согласно упомянутому положению ст. 176 НК РФ пени не начисляются только на сумму недоимки, не превышающую суммы, которая по решению налогового органа подлежит возмещению. Следовательно, при отказе в возмещении возникнет недоимка, для которой в НК РФ нет особого положения. То есть пени на ее сумму будут начислены за весь срок, начиная с даты наступления обязанности по уплате НДС по итогам представленной налогоплательщиком декларации. В этом случае налоговые органы могут также применить штрафные санкции за неполную уплату налога в размере 20% от неуплаченных сумм налога (ст. 122 НК РФ), и возразить им будет труднее.
Однако подчеркнем, налоговые органы не вправе выставлять требование об уплате недоимки по НДС, а также пеней и санкций до момента вынесения решения по камеральной проверке в отношении возмещения НДС.
Теперь остановимся на ситуации, когда в декларации применены вычеты по операциям, облагаемым НДС по ставке 0%, и при этом налог в бюджет подлежит уплате, то есть положительная разница между суммой вычетов и суммой начислений отсутствует. Данный случай отличается от описанного в абз. 1 п. 1 ст. 176 НК РФ.
Однако в ст. 88 НК РФ предусмотрено право налоговых органов проводить камеральную проверку любой декларации, предоставляемой налогоплательщиком. Таким образом, положения данной статьи свидетельствуют о законности проведения камеральной проверки налоговой декларации по НДС, в том числе и при наличии по ней НДС к уплате. С учетом того что НДС, тем более при осуществлении экспортных операций, квалифицируется налоговыми органами как налог, в связи с уплатой которого в большинстве случаев допускаются нарушения, вероятность проведения камеральной проверки в этом случае весьма высока.
Другое дело, что налоговые органы, проводя камеральную проверку декларации, по которой суммы вычетов больше, чем суммы начисленного налога, имеют право требовать с налогоплательщика дополнительные документальные подтверждения вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). К сожалению, формулировка абз. 2 п. 1 ст. 176 НК РФ такова, что налоговые органы основывают на ней свое право требовать дополнительные документы при проведении камеральной проверки даже в случае, когда декларация свидетельствует об обязанности налогоплательщику уплатить определенную сумму налога в бюджет. То есть, по существу, положения ст. 176 НК РФ трактуются налоговыми органами таким образом, что любая величина вычетов по НДС, указанная в декларации, свидетельствует о праве налоговых органов проводить ее камеральную проверку с истребованием подтверждающих документов.
На текущий момент нам не удалось обнаружить документов, в которых выражена официальная позиция фискальных органов на сей счет. Но в консультациях специалистов Минфина России высказывается мнение о наличии у налоговых органов права требовать от налогоплательщика документально подтвердить вычеты вне зависимости от того, каков общий итог декларации, к возмещению или к уплате. Если налогоплательщик считает необходимым в подобной ситуации отстаивать свое право не представлять налоговым органам документы, подтверждающие вычеты, то он может обратиться в суд.